О главном.
Растительные отходы (ветки, листва, древесные остатки), образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к твердым коммунальным отходам (ТКО). Эти отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией, по нерегулируемой цене.
______________
МИНИСТЕРСТВО
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июля 2020
г. № 08-25-53/18336
ОБ ОТНЕСЕНИИ
ОБРАЗУЮЩИХСЯ В
ПРОЦЕССЕ СОДЕРЖАНИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
ОТХОДОВ К ТКО
Минприроды России по вопросу отнесения образующихся в
процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки)
отходов к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО) сообщает.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня
1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее -
Закон № 89-ФЗ) определено, что ТКО являются отходы, образующиеся в жилых
помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары,
утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования
физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых
нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам,
образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям относятся:жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены
отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их
образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в
жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно статье 24.7 Закона № 89-ФЗ
собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО
с региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор), в
зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления,
оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах
утвержденного в установленном порядке единого тарифа.
Формулы для расчета платы за коммунальную
услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в
многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домов, которые определены в
приложении № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354),
применяются в зависимости от принятого на территории субъекта Российской
Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Нормативы накопления ТКО устанавливаются
органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами
местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их
соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в
соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных
отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4
апреля 2016 г. № 269 (далее - Правила определения нормативов), и Методическими
рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления
твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля
2016 г. № 524/пр (далее - Методические рекомендации).
В связи с вышеизложенным, отходы,
образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные
остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом № 89-ФЗ, по
основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых
помещений.
Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил
определения нормативов в целях определения нормативов в составе отходов
учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
В свою очередь Методическими рекомендациями
утвержден рекомендуемый перечень категорий объектов, на которых образуются ТКО.
Таким образом уличный смет, образующийся
при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов
ТКО.
В соответствии с ЖК РФ под придомовой
территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с
элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания,
эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном
земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором
расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства
и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014
"Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального
хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой
территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования" (утвержден и
введен в действие с 1 июля 2015 г. приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. № 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в
том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с
технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае
необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и
пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в
муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД.
Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ
по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания
работ исполнителем работ.
В соответствии с минимальным перечнем услуг
и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в
многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее - Постановление № 290), работы по
содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя:
подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн,
установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой
канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку
металлической решетки и приямка.
На основании изложенного, растительные
отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не
относятся к ТКО.
Указанные отходы подлежат вывозу в
соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими
соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Таким образом, региональные операторы в
рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора
обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату
Закона N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
Заместитель
Министра
природных ресурсов
и экологии
Российской
Федерации
К.Н.РУМЯНЦЕВ
_____________