Предпосылки. Концепция "Безопасный город" - жкхпортал.рф

Герб

Документы жилищно-коммунального хозяйства РФ

Перейти к контенту


II. Предпосылки построения и развития комплекса
"Безопасный город"


  Актуальность мероприятий по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания каждого субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности обусловливается наличием различного рода угроз (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера) для всей среды обитания населения (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.), систем водоотведения, природных ресурсов и др.).
   Природными угрозами являются природные явления или процессы, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также к нарушению жизнедеятельности населения (опасные геофизические, геологические, метеорологические явления, гидрологические явления).
   К основным природным угрозам относятся:
возможность подтопления территории города;
сейсмическая опасность, появление деформации земной поверхности в виде провалов и неравномерных оседаний земли;
появление оползней;
вероятность ураганов, штормового ветра, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов;
падение крупных небесных тел (метеоритов, болидов);
задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров.
  Техногенными угрозами являются опасные ситуации, спровоцированные хозяйственной деятельностью человека, несущие угрозу вредного физического, химического и механического воздействия на население и среду обитания.
К основным техногенным угрозам относятся:
транспортные аварии, включая дорожно-транспортные происшествия, крушения поездов, железнодорожные аварии и авиационные катастрофы;
пожары на промышленных объектах, транспорте и в жилых зданиях;
обрушения элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений;
аварии на магистральных трубопроводах;
аварии на подземных сооружениях;
прорывы гидротехнических сооружений, являющихся гидродинамически опасными объектами (плотин, запруд, дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;
аварии с выбросом химически опасных веществ и образованием зон химического заражения;
аварии с выбросом радиоактивных веществ с образованием обширных зон загрязнения;
аварии с разливом нефтепродуктов;
аварии на электростанциях и сетях с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей;
аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях;
прорывы в сетях тепло- и водоснабжения;
старение жилого фонда, инженерной инфраструктуры;
снижение надежности и устойчивости энергоснабжения;
перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;
дефицит источников теплоснабжения;
медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды;
несвоевременная и некачественная уборка улиц;
нарушение порядка утилизации производственных и бытовых отходов;
воздействие внешних факторов на качество питьевой воды;
несоответствие дорожного покрытия требованиям безопасности автомобильных перевозок.
  Биолого-социальными угрозами являются ситуации, возникшие на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных.
   К основным биолого-социальным угрозам относятся:
инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей;
особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб;
карантинные и особо опасные болезни.
  Экологическими угрозами являются ситуации, обусловленные критическим состоянием атмосферного воздуха, воды и почв.
    К основным экологическим угрозам относятся:
просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;
наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;
интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и так далее;
ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых;
ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды;
резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;
превышение предельно допустимой концентрации вредных примесей в атмосфере;
температурные инверсии над городами;
"кислородный" голод в городах;
значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;
образование обширной зоны кислотных осадков;
разрушение озонового слоя атмосферы;
значительные изменения прозрачности атмосферы;
недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения;
истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;
нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.
    Угрозами в сфере транспортной безопасности являются условия и факторы, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности.
    К основным угрозам транспортной безопасности относятся:
террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и прочее);
иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта (наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей, "телефонный терроризм", противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические и психологические последствия;
криминальные действия против пассажиров;
криминальные действия против грузов;
чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью и несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы.
   Конфликтными угрозами являются ситуации, при которых возможно возникновение социальных взрывов, криминогенных и террористических угроз, эскалация экстремистской деятельности, разжигание национальных и религиозных конфликтов и др.
    К основным конфликтным угрозам относятся:
нападения на объекты и их захват;
взрывы;
похищения людей;
применение отравляющих биологически активных и радиоактивных веществ;
преступления (правонарушения), совершаемые на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах;
действия организованной преступности;
несанкционированные публичные мероприятия, массовые беспорядки.
    Угрозами информационной безопасности является совокупность условий и факторов, создающих опасность нарушения информационной безопасности.
     К основным угрозам информационной безопасности относятся:
нарушение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;
перехват трансляций телерадиовещания, систем оповещения и информирования населения;
несанкционированный доступ к информации о деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;
несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами;
оказание целенаправленного негативного информационного воздействия на население через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";
неполная реализация прав граждан в области получения и обмена достоверной информацией, в том числе манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;
провоцирование социальной, межнациональной и религиозной напряженности через деятельность отдельных (в том числе электронных) средств массовой информации;
распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере, связанных с проникновением в компьютерные системы и сети.
  Управленческими (операционными) рисками являются ситуации, грозящие нарушением жизнедеятельности населения ввиду низкой эффективности контроля и взаимодействия оперативных служб, государственных органов исполнительной власти.
     К основным управленческим (операционным) рискам относятся:
риски возникновения потенциально опасных техногенных угроз при работе с объектами муниципальной инфраструктуры;
нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения в силу несвоевременного устранения последствий происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций;
риски причинения ущерба среде обитания и здоровью людей, а также дополнительных материальных расходов на устранение последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий в силу низкой эффективности систем прогнозирования и поддержки решений.
     Общей характерной особенностью угроз на современном этапе является их взаимосвязанный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие (или реализация угрозы) может вызывать целую цепочку других катастрофических процессов (эффект домино), что определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности среды обитания и общественной безопасности муниципального образования.
    Настоящая Концепция предполагает в том числе создание единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а именно:
центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
служб скорой медицинской помощи;
дежурных служб территориальных центров медицины катастроф;
дежурных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации;
дежурных служб территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях;
подразделений госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях;
дежурных служб линейных управлений, отделов и отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
дежурных служб территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
дежурно-диспетчерских служб объектов экономики;
дежурно-диспетчерских служб "01";
дежурно-диспетчерских служб Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
иных служб оперативного реагирования органов местного самоуправления, в функции которых входит обеспечение управления муниципальным хозяйством и инфраструктурой.
_____________

Copyright © ЖКХпортал.рф 2013-2024
Мастер
Назад к содержимому