О главном.
Отсутствие реестра собственников помещений в
многоквартирном доме не препятствует проведению общего собрания
______________
Проведение общего собрания собственников МКД при отсутствии реестра
МИНИСТЕРСТВО
СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 февраля
2020 г. № 3747-ОГ/04
Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента
развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России в пределах своей
компетенции рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии с частью 3.1 статьи 45
Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, правление
товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного
кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны
вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит
сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном
многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника
помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной
государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником
помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в
многоквартирном доме, собственником которого является физическое или
юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве
общей собственности на общее имущество собственников помещений в
многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "а"
пункта 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников
помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от
28.01.2019 № 44/пр (далее - Приказ № 44), обязательным приложением к протоколу
общего собрания является реестр собственников помещений в многоквартирном доме,
содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с
указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников -
физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц,
номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме
(при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на
указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из
указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном
доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому
из их собственников.
Таким образом, управляющая организация,
правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного
кооператива, иного специализированного потребительского кооператива должны
предоставить лицу, по инициативе которого созывается общее собрание
собственников помещений в многоквартирном доме, реестр собственников помещений
в многоквартирном доме в соответствии со статьей 45 ЖК РФ и Приказом № 44, т.е.
с указанием документов, подтверждающих право собственности на помещения.
Таким образом, обязанность управляющей
организации, правления товарищества собственников жилья, жилищного или
жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского
кооператива вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме прямо
предусмотрена ЖК РФ.
При этом отсутствие реестра собственников
помещений в многоквартирном доме не препятствует проведению общего собрания.
Актуальную информацию о собственниках помещений в многоквартирном доме можно
запросить в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 Правил
подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, письма федеральных органов
исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его
структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения
нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией
Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых
норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве
общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного
характера.
Начальник отдела
управления
жилищным фондом и
ОГЖН
Л.Р.ЕГОРОВА
____________