ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 ноября 2017
г. № ВК/79958/17
О РАССМОТРЕНИИ
ОБРАЩЕНИЯ
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение
Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (далее - Обращение).
Отношения в сфере водоснабжения и
водоотведения, в том числе связанные с порядком заключения договоров,
регулируются положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О
водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и
водоотведении), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.
В соответствии с частью 3 статьи 13, частью
3 статьи 14 и частью 3 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении
договоры водоснабжения и водоотведения, а также договоры о подключении
(технологическом присоединении) к централизованным системам холодного
водоснабжения и (или) водоотведения являются публичными договорами.
Согласно части 8 статьи 13, части 8 статьи
14, части 15 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении договоры горячего
водоснабжения, договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения,
договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным
системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении)
к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовыми
договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
29.07.2013 № 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного
водоснабжения и водоотведения" (далее - постановление № 645).
В соответствии с частью 11 статьи 34
Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд" (далее - Закон о контрактной системе) для осуществления заказчиками
закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по
атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической
деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое
регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают
типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой
информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых
условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий
контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2013 № 1275 утверждено Положение о примерных условиях
государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу.
Таким образом, в случае осуществления
закупки за счет средств государственного оборонного заказа заказчики обязаны
применять типовые условия контрактов, утвержденные Постановлением № 1275.
Вместе с тем, следует обратить внимание,
что в соответствии с частью 15 статьи 34 Закона о контрактной системе при
заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 8 части 1 статьи
93 Закона о контрактной системе, требования частей 4 - 9, 11 - 13 статьи 34
Закона о контрактной системе заказчиком могут не применяться к указанному
контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме,
предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения
сделок.
Пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о
контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика,
исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки
товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов
естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных
монополиях).
Законом о естественных монополиях
регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в частности, в
сфере услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных
систем, систем коммунальной инфраструктуры.
Пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о
контрактной системе, установлено, что закупка у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае оказания
услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за
исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению
(присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в
соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
Таким образом, при заключении договоров на
оказание услуг водоснабжения, водоотведения, а также договоров подключения
(технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и
водоотведения следует применять типовые договоры, утвержденные постановлением № 645.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1
постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 "Об
определении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской
Федерации" федеральным органом исполнительной власти по регулированию
контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд является Министерство экономического развития Российской
Федерации, в связи с чем Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения
вправе обратиться в Минэкономразвития России по вопросам о разъяснении
положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В.Г.КОРОЛЕВ
______________________________________