О главном:
Разъяснение Минтруда России об особенностях направления работников
лифтового хозяйства на прохождение независимой оценки квалификации.
______________________________________
МИНИСТЕРСТВО
ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 декабря 2017
г. № 14-3/10/П-8289
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
рассмотрело совместное письмо Союза "Общероссийское отраслевое объединение
работодателей лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта "Федерация
лифтовых предприятий" и Общероссийского профсоюза работников
жизнеобеспечения от 22 ноября 2017 г. № 83 по вопросу применения Федерального
закона от 3 июля 2016 г. № 238 "О независимой оценке квалификации"
(далее - Федеральный закон № 238-ФЗ) и сообщает.
Федеральным законом № 238-ФЗ урегулированы
отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации
работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой
деятельности.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 239-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке
квалификации" регулируется порядок направления работодателями работников
(с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации, а
также предоставления гарантий и компенсаций в период прохождения оценки
квалификации.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 "Об организации безопасного
использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов,
пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за
исключением эскалаторов в метрополитенах" (далее - постановление № 743)
утверждены "Правила организации безопасного использования и содержания
лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся
пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в
метрополитенах" (далее - Правила).
Правилами установлено понятие
квалифицированного персонала, а также обязательное соответствие квалификации
работников профессиональным стандартам, устанавливающим квалификационные
характеристики для осуществления трудовой функции, необходимой работнику для выполнения
соответствующего работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая
аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского
(операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и
обследованию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров
(движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов.
По итогам встречи, состоявшейся у
заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Л.Ю.
Ельцовой 30 августа 2017 г., при участии Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору и Совета по профессиональным квалификациям
в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта
(далее - Совет) было принято решение о подготовке Советом предложений по
внесению изменений в Правила.
Представленный в Минтруд России в рабочем
порядке проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации - постановление № 743 и постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций
независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена" был
рассмотрен Минтрудом России, Совету предложения и замечания были направлены
письмом от 19 сентября 2017 г. № 14-3/10/В-7249.
Проект с учетом предложений и замечаний в
Минтруд России Советом не представлен.
Обращаем внимание, что в соответствии с
пунктом 3 статьи 1 Федерального закона № 238-ФЗ иной порядок проведения оценки
квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного
вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в
отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской
Федерации (далее - Кодекс) определены особенности регулирования труда таких
работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными
условиями труда.
Согласно статьи 11 Федерального закона № 238-ФЗ
в случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации
работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой
деятельности, чем это предусмотрено Федеральным законом № 238-ФЗ (за
исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 Федерального закона № 238-ФЗ), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.
В случае если необходимо установить иной
порядок оценки квалификации работников (аттестации и т.п.), чем это установлено
Федеральным законом № 238-ФЗ, федеральным органом исполнительной власти в
соответствующей отрасли экономики следует подготовить изменения в Трудовой
кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в части введения особенностей
регулирования труда работников.
С учетом поступившей в Минтруд России
дополнительной информации Совета (письмо от 22 ноября 2011 г. № 83) об
урегулировании вопросов прохождения независимой оценки квалификации Федеральным
тарифным соглашением в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на
2016 - 2018 годы, заключенного 30 сентября 2015 г. (далее - Соглашение)
сообщаем.
Учитывая, что направление работников (с их
письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации в
соответствии со статьей 196 Кодекса осуществляются работодателем на условиях и
в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым
договором, а также положения Соглашения об обязательствах сторон осуществлять
оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников лифтовой отрасли и
сферы вертикального транспорта в порядке, установленном Советом по
профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и сфере вертикального
транспорта, в соответствии с требованиями Национального совета при Президенте
Российской Федерации по профессиональным квалификациям и законодательством
Российской Федерации, полагаем, что организации, на которых распространяется
действие Соглашения, направляют работников на независимую оценку квалификации.
Вместе с тем, обращаем внимание, что при
этом в соответствии с Федеральным законом № 238-ФЗ необходимо согласие
работника на прохождение независимой оценки квалификации.
В соответствии со статьей 48 Кодекса
действие соглашения, заключенного на федеральном уровне социального
партнерства, распространяется на работодателя при одном из следующих условий:
работодатель является членом объединения работодателей - стороны соглашения;работодатель не является членом объединения работодателей - стороны соглашения, но присоединился к соглашению в добровольном порядке, известив об этом стороны соглашения;работодатель не является членом объединения работодателей - стороны соглашения, не присоединился к соглашению в добровольном порядке и не представил мотивированный отказ от присоединения к соглашению в соответствии со статьей 48 Кодекса.
Статьей 48 Кодекса установлено, что в
случае, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей
отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования
предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный
письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается
распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого
предложения.
К указанному отказу должен быть приложен
протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной
организации, объединяющей работников данного работодателя.
Поступившие в Минтруд России отказы шести
организаций лифтовой отрасли от присоединения к Соглашению поступили с
нарушением установленного порядка.
Таким образом, действие Соглашения
распространяется на все организации лифтовой отрасли.
Л.Ю.ЕЛЬЦОВА
______________________________________