20237-ОГ/04. Письмо Минстроя о "прямых" договорах (ГВС, отопление)
О главном:
"Прямой" договор на оказание коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению между собственником помещений в многоквартирных домах и исполнителем, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги, заключен быть не может.
____________________________
МИНИСТЕРСТВО
СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 мая 2018 г. № 20237-ОГ/04
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах
своей компетенции рассмотрел обращение и сообщает следующее.
На основании пунктов 1 и 6 статьи 13
Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и
водоотведении" (далее - Закон № 416-ФЗ) при централизованной закрытой
системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями горячей воды
заключается договор горячего водоснабжения, содержащий условия и правила подачи
горячей воды, регулируемые Законом № 416-ФЗ.
В соответствии со статьей 15.1 и пунктом 4
статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О
теплоснабжении" (далее - Закон № 190-ФЗ) при централизованной открытой
системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями коммунальных
услуг по отоплению и горячему водоснабжению заключается договор теплоснабжения
и поставки горячей воды.
Из указанных норм отраслевого
законодательства следует, что ресурсоснабжающая организация, осуществляющая
деятельность по горячему водоснабжению при использовании закрытых систем
горячего водоснабжения и по поставке горячей воды при использовании открытых
систем теплоснабжении и горячего водоснабжения, не может признавать тепловую энергию
в качестве коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома,
поскольку в указанном случае следовало бы признать под коммунальным ресурсом,
поставляемым в многоквартирные дома в целях предоставления коммунальных услуг
по горячему водоснабжению, холодную воду или теплоноситель, что, однако, не
соответствует предмету договоров, поименованных в статье 13 Закона № 416-ФЗ и
статье 15.1 Закона № 190-ФЗ.
Так, согласно части 5 статьи 9 Федерального
закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 87
Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 органы
регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой
системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих
организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы
теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Двухкомпонентный тариф на горячую воду в
открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента
на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию
устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного
компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на
тепловую энергию (мощность).
Компонент на теплоноситель устанавливается
органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным
тарифу на теплоноситель.
Таким образом, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают
решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии
с нормами действующего законодательства.
Так, в пункте 38 Правил № 354
предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую
воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению
рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду,
предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по
горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию,
используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной
услуги по горячему водоснабжению.
Вместе с тем, Правилами № 354 не
предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что
соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.
На основании вышеизложенного, по мнению
Департамента жилищно-коммунального хозяйства, в случае самостоятельного
производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему
водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме и
ресурсоснабжающей организацией договор предоставления коммунальной услуги,
предусмотренный статьей 157.2 ЖК РФ, заключен быть не может, поскольку в данном
случае ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальный ресурс для
самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является
производителем такой услуги.
Обращаем внимание, что в соответствии с
пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, письма
федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми
актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его
структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения
нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией
Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых
норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве
общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного
характера.
Директор
Департамента
жилищно-коммунального
хозяйства
Е.П.СОЛНЦЕВА
__________________________________