Документы основного раздела
О расходах ТСЖ на оплату членских взносов в ассоциацию (союз)
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 марта 2025 г. № 18447-ДН/04
Департамент развития жилищно-коммунального
хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации рассмотрел обращение и в рамках компетенции
сообщает следующее.
На основании Положения
о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
В соответствии со статьей 142
Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) для
представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными
домами два и более товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) по
договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз)
товариществ собственников жилья. Управление таким объединением
осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской
Федерации о некоммерческих организациях.
Пунктом 1 статьи 11
Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях" (далее - Закон № 7-ФЗ) установлено, что юридические лица и
(или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе
профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а
также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих
некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме
ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями,
основанными на членстве.
Согласно пункту 1 статьи 14
Закона № 7-ФЗ учредительным документом некоммерческой организации
является устав, который утверждается ее учредителями (участниками,
членами, собственниками имущества).
В силу подпункта 5 пункта 3 статьи 14
Закона № 7-ФЗ устав некоммерческой организации должен предусматривать в
том числе порядок вступления (принятия) членов (участников) в состав
некоммерческой организации и выхода из нее, права и обязанности (в том
числе имущественные) членов (участников) некоммерческой организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26
Закона № 7-ФЗ источниками формирования имущества некоммерческой
организации в денежной и иных формах являются в числе прочего регулярные
и единовременные поступления от учредителей (участников, членов).
При этом пунктом 2 статьи 26
Закона № 7-ФЗ установлено, что порядок регулярных поступлений от
учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами
некоммерческой организации.
Таким образом, в случае создания несколькими
ТСЖ ассоциации (союза), такие ТСЖ, являющиеся членами (участниками)
указанной ассоциации (союза), обязаны исполнять требования устава такой
ассоциации (союза), в том числе в части обязанности в установленном
порядке и размере оплачивать членские взносы.
В силу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 137
ЖК РФ ТСЖ вправе в числе прочего определять смету доходов и расходов на
год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего
имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и
реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в
резервный фонд, расходы на другие установленные главой 13
ЖК РФ и уставом ТСЖ цели, а также устанавливать на основе принятой
сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов
для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии
с его долей в праве общей собственности на общее имущество в
многоквартирном доме.
Согласно пунктам 4, 5, 8.1 части 2 статьи 145
ЖК РФ к компетенции общего собрания членов ТСЖ относятся в том числе
установление размера обязательных платежей и взносов, утверждение
порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных
фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и
капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их
использования, а также утверждение отчетов об использовании таких
фондов, утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов
об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения
аудиторских проверок).
Таким образом, расходы ТСЖ на оплату членских
взносов в ассоциацию (союз), членом (участником) которой является ТСЖ,
должны быть предусмотрены сметой доходов и расходов ТСЖ, утвержденной в
установленном порядке общим собранием членов ТСЖ.
Указанные расходы ТСЖ являются целевыми,
возникающими на основании решения органов управления ТСЖ о вступлении в
ассоциацию (союз), и не могут быть предусмотрены статьей сметы
"непредвиденные расходы".
ТСЖ расходует собственные средства, которые в соответствии с частью 2 статьи 151
ЖК РФ состоят из обязательных платежей, вступительных и иных взносов
членов товарищества, доходов от хозяйственной деятельности товарищества,
направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей
товарищества, субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в
многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта,
предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий,
прочих поступлений.
Отмечается, что согласно части 1 статьи 158
ЖК РФ бремя конкретного собственника помещения в многоквартирном доме
по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле
такого собственника в праве общей собственности на общее имущество в
многоквартирном доме, при этом в соответствии с частью 1 статьи 37
ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в
многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна
размеру общей площади указанного помещения. Следовательно, удельный
размер платежа за содержание общего жилого помещения в многоквартирном
доме в руб./кв. м одинаков для всех собственников помещений в
многоквартирном доме.
Следовательно, размер членского взноса для
члена ТСЖ в руб./кв. м равен размеру платы за содержание жилого
помещения в многоквартирном доме в руб./кв. м для собственника помещения
в многоквартирном доме, не являющегося членом ТСЖ.
Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя
России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы
применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не
направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а
содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве
общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного
характера.
Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
Д.Ю.НИФОНТОВ
__________