Письма > Октябрь 2025
Комментарии.
1. Необеспечение готовности многоквартирного дома к отопительному периоду и неполучение паспорта обеспечения готовности к отопительному периоду представляют собой нарушение лицензионного требования;2. Предусмотрена административная ответственность (части 2, 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований;3. В случае неполучения управляющей организацией паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду административная ответственность наступает в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, а в случае непроведения промывки и опрессовки, относимых в соответствии с Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. №1110, к грубым нарушениям лицензионных требований, - в соответствии с частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ;4. ТСЖ, ЖСК, ЖК или иных специализированных потребительских кооперативов в случае неготовности многоквартирных домов, находящихся в их управлении, к отопительному периоду и невыполнения предписаний об устранении нарушений, допущенных при подготовке к отопительному периоду, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 19.5 КоАП РФ.
_________
Об обеспечении готовности многоквартирного дома к отопительному периоду
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 сентября 2025 г. № 56428-АФ/04
Департамент развития жилищно-коммунального
хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции
сообщает следующее.
Надзор за соблюдением юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований
жилищного законодательства осуществляет орган государственного жилищного
надзора в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Общими требованиями
к организации и осуществлению регионального государственного жилищного
контроля (надзора), утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1670.
В соответствии с положениями статьи 20
ЖК РФ государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль
осуществляются в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований,
установленных жилищным законодательством (часть 1 и 4 статьи 20 ЖК РФ).
Согласно подпункту "а" пункта 3
Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по
управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 (далее -
Положение № 1110), к лицензионным требованиям отнесено соблюдение
требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161
ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она
несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном
доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые
обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и
качество которых должно соответствовать требованиям технических
регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил
содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление
коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома,
качество которых должно соответствовать требованиям установленных
Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и
ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в
случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу подпункта "в (1)" пункта 24
Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006
года № 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в
технической документации на многоквартирный дом. Техническая
документация на многоквартирный дом включает в себя в том числе акты
проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта
готовности многоквартирного дома к отопительному периоду.
Приказом
Минстроя России от 30 декабря 2020 г. №912/пр "Об утверждении перечня
нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих
обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в
рамках государственного жилищного надзора, лицензионного контроля за
деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению
многоквартирными домами" положения Правил и норм
технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением
Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170 (далее - Правила №170),
отнесены к обязательным требованиям, оценка соблюдения которых
осуществляется в рамках лицензионного контроля за деятельностью
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 2.6.10
Правил №170, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к
эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием, в том числе,
паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях.
Порядок получения паспорта готовности к отопительному периоду регламентирован Приказом
Минэнерго России от 13 ноября 2024 г. № 2234 "Об утверждении Правил
обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядка проведения
оценки обеспечения готовности к отопительному периоду" (далее - Порядок № 2234).
Таким образом, в силу действующего правового
регулирования, получение паспорта готовности многоквартирного дома к
отопительному периоду является лицензионным требованием.
В соответствии с Порядком №2234 (пункт 14)
паспорт обеспечения готовности к отопительному периоду выдается
уполномоченными лицами в течение 5 рабочих дней со дня подписания акта
оценки обеспечения готовности к отопительному периоду в случаях, если в
отношении проверяемого лица установлен уровень готовности "Готов", а
также в случае установления в отношении проверяемого лица уровня
готовности "Готов с условиями", если сроки устранения замечаний комиссии
по обеспечению готовности и повторная оценка обеспечения готовности на
предмет устранения ранее выданных замечаний выходят за рамки сроков,
установленных пунктом 13 Порядка № 2234.
При этом в случае неустранения замечаний, указанных в акте, в установленный актом срок лицами, указанными в подпунктах 1.3 - 1.5 пункта 1
Порядка №2234 (в том числе управляющими организациями), комиссия в
течение 5 рабочих дней со дня подписания акта передает данные органам
государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных
отношений, осуществляющим региональный государственный надзор.
Учитывая изложенное, обеспечение готовности
многоквартирного дома к отопительному периоду и получение паспорта
обеспечения готовности к отопительному периоду являются обязательной
частью оказания услуг и (или) выполнения работ, которые обеспечивают
надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и включены
в состав лицензионных требований.
Необеспечение готовности многоквартирного дома к
отопительному периоду и неполучение паспорта обеспечения готовности к
отопительному периоду представляют собой нарушение лицензионного
требования, установленного частью 2.3 статьи 161
ЖК РФ. В части проведения гидравлических испытаний, промывки и
регулировки мероприятий нарушение может быть признано грубым и повлечь
исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта
Российской Федерации.
Таким образом, частью 2 статьи 14.1.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее
- КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за
осуществление предпринимательской деятельности по управлению
многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, а частью 3 статьи 14.1.3
КоАП РФ - за осуществление предпринимательской деятельности по
управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных
требований.
В случае неполучения управляющей организацией
паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду
административная ответственность наступает в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, а в случае непроведения промывки и опрессовки, относимых в соответствии с Положениями № 1110 к грубым нарушениям лицензионных требований, - в соответствии с частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В отношении товариществ собственников жилья,
жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов или иных
специализированных потребительских кооперативов, в случае неготовности
многоквартирных домов, находящихся в их управлении к отопительному
периоду, и не выполнении предписания (постановления, представления,
решения) об устранении нарушений, допущенных при подготовке к
отопительному периоду, предусмотрена административная ответственность в
соответствии со статьей 19.5 КоАП РФ.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 2
Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются
нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его
структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения
нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией
Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену
правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться
в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или
временного характера.
Директор Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
А.С.ФЕДЯКОВ
______________