Письма > Декабрь 2025
Комментарии.
1. На соответствующие уполномоченные органы возложена публичная обязанность образовать земельный участок как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения в многоквартирном доме;2. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования;3. Собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом;4. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме;5. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
______________
О земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 ноября 2025 г. № 72539-ДН/04
Департамент развития жилищно-коммунального
хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации рассмотрел письмо и в рамках компетенции сообщает
следующее.
На основании Положения
о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Минстрой России не обладает правом давать оценку конкретной ситуации и
правоотношениям.
В соответствии со статьей 16
Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон)
предусмотрены специальные порядок и условия перехода земельного участка
в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном
доме, который расположен на таком участке.
В силу части 3 статьи 16
Вводного закона в случае, если земельный участок, на котором
расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома
объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие
Жилищного кодекса
Российской Федерации (далее - ЖК РФ), любой собственник помещения в
многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти
или органы местного самоуправления с заявлением об образовании
земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Из положения части 4 статьи 16 Вводного закона следует, что образование указанного в части 3 статьи 16
Вводного закона земельного участка, на котором расположены
многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты
недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной
власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого
земельного участка уполномоченными органами государственной власти или
органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия,
предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в
порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы
расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о
государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в
орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления
государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными
органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению
государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном
кадастровом учете образованного земельного участка вправе также
обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях
образования такого земельного участка, без получения доверенности или
иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа.
На основании вышеизложенного, на соответствующие уполномоченные органы Вводным законом
возложена публичная обязанность образовать земельный участок как по
собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения
в многоквартирном доме.
Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в пункте 67
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10,
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля
2010 г., если земельный участок не сформирован и в отношении него не
проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным
домом находится в собственности соответствующего публично-правового
образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16
Закона №189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той
части, в которой должен быть сформирован земельный участок под
многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в
многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным
участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими
многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего
имущества в таком доме. При определении пределов правомочий
собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию
указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Если образован один земельный участок под
несколькими многоквартирными домами, то такой земельный участок
находится в собственности соответствующего публично-правового
образования, уполномоченные органы которого вправе образовать отдельные
земельные участки под каждый многоквартирный дом.
Границы и размер земельного участка, на котором
расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с
требованиями земельного законодательства и законодательства о
градостроительной деятельности (пункт 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ).
Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя
России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы
применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не
направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а
содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве
общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного
характера.
Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
Д.Ю.НИФОНТОВ
___________
