Письма
Комментарии.
1. Особенности правового регулирования поставки коммунальных ресурсов в отношении кладовых помещений многоквартирных домов;2. Рассмотрены вопросы в отношении садовых или огородных земельных участков в случае, когда собственники таких участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, переходят на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.
__________
Вопросы поставки коммунальных ресурсов в кладовые помещения, келлеры в МКД, садовые, огородные земельные участки.
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 октября 2025 г. № 62704-АФ/04
Департамент развития жилищно-коммунального
хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации рассмотрел обращение.
На основании Положения
о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, Минстрой России является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в установленной сфере деятельности. Минстрой России не
обладает правом давать оценку конкретной ситуации и правоотношениям.
Кладовые помещения (кладовки, келлеры) в
многоквартирном доме - это небольшие помещения, предназначенные для
хранения личных вещей (то есть для бытовых нужд жильцов), которые
относятся к нежилым помещениям многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 6
Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354
(далее - Правила №354), поставка холодной воды, горячей воды, тепловой
энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в
многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на
основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме
непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Указанная норма не распространяется на лиц,
являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме
под машино-места (абзац шестой пункта 6 Правил № 354).
Особенности правового регулирования поставки коммунальных ресурсов в отношении кладовых помещений Правила № 354 не содержат. Вместе с тем, собственники кладовых помещений в
многоквартирном доме приобретают коммунальные ресурсы, подаваемые в
такие помещения, для коммунально-бытовых нужд, как и собственники
машино-мест. Особенности использования коммунальных ресурсов
собственниками машино-мест и кладовых помещений совпадают (не связано с
извлечением прибыли, направлено на удовлетворение личных потребностей
собственника, связано с хранением личных вещей собственника, носит
вспомогательный, ограниченный по времени характер).
В этой связи на основании части 1 статьи 7
Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям по определению
объемов ресурсов, потребленных в кладовых помещениях, по аналогии
подлежат применению положения, касающиеся определения объема ресурсов,
потребленных машино-местами.
Соответственно, при отсутствии прибора учета
электрической энергии и отсутствии технической возможности установки
прибора учета электрической энергии, но при наличии энергопринимающих
устройств в кладовых помещениях объем потребления электрической энергии
допустимо определять исходя из площади кладового помещения и норматива
потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в
многоквартирном доме, по аналогии с порядком, установленным пунктом 43
Правил №354, но без применения повышающего коэффициента, принимая во
внимание факт отсутствия индивидуального прибора учета электрической
энергии и отсутствие технической возможности установки такого прибора
учета на кладовое помещение.
В отношении садовых или огородных земельных
участков в случаях, когда собственники таких участков, расположенных в
границах территории садоводства или огородничества, переходят на прямые
договоры с ресурсоснабжающей организацией, Минстрой России сообщает
следующее.
В соответствии с пунктами 34, 39(6)
Основных положений функционирования розничных рынков электрической
энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила 442), договор энергоснабжения
(купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с гражданином
в целях приобретения электрической энергии в отношении
энергопринимающего устройства, расположенного в границах территории
садоводства или огородничества, ранее подключенного к электрическим
сетям в рамках технологического присоединения энергопринимающих
устройств садоводческих или огороднических некоммерческих объединений
либо некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения
садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 01.01.2019 (не
являющейся садоводческим или огородническим некоммерческим
товариществом), заключается гарантирующим поставщиком при наличии у
гражданина установленного прибора учета электрической энергии,
находящегося в исправном состоянии, прошедшего поверку в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении
единства измерений, класса точности не менее 2,0 и допущенного в
эксплуатацию сетевой организацией.
До заключения прямого договора с гарантирующим
поставщиком расчеты с гражданином в целях приобретения электрической
энергии в отношении энергопринимающего устройства, расположенного в
границах территории садоводства или огородничества, осуществляются в
порядке, установленном уставом или иными документами садовых (огородных)
некоммерческих товариществ.
Вместе с тем в случае заключения гарантирующим
поставщиком прямого договора энергоснабжения при отсутствии прибора
учета электрической энергии Минстрой России полагает возможным
применять:
в отношении участков, на которых расположены жилые дома, - нормативы потребления электрической энергии, утвержденные для жилых домов, в случае если на участке имеется жилой дом, признанный таковым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом";в отношении участков, на которых расположены садовые дома, являющиеся зданиями сезонного использования, предназначенными для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), и иные хозяйственные постройки, - расчетные способы, предусмотренные Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.
В отношении того, что не во всех субъектах
Российской Федерации нормативные правовые акты об утверждении нормативов
потребления коммунальной услуги по электроснабжению содержат полный
перечень нормативов, предусмотренных формами, утвержденными Правилами
установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и
нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при
использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
23.05.2006 № 306 (далее - Правилами № 306), сообщаем, что проверка
нормативных правовых актов об утверждении нормативов потребления
коммунальной услуги по электроснабжению и нормативов потребления
коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды,
утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в области государственного регулирования тарифов, не входит в
полномочия Минстроя России.
При необходимости инициирования приведения таких актов в соответствие с установленными Правилами № 306 формами ресурсоснабжающая организация вправе самостоятельно
обратиться к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
области государственного регулирования тарифов или Государственную
жилищную инспекцию, созданную для контроля и надзора за соблюдением
жилищного законодательства.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2
Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009,
письма федеральных органов исполнительной власти не являются
нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его
структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения
нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией
Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену
правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться
в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или
временного характера.
Директор Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
А.С.ФЕДЯКОВ
___________
