Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от _______________________ № __________
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчетов за коммунальные услуги
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчетов за коммунальные услуги.2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в срок до 1 января 2024 года подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий признание утратившими силу с 1 июня 2024 года положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, и Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124, в части порядка оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин
_________
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Правительства
Российской Федерации
от __________2022 г. №______
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в некоторые акты
Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчетов за коммунальные услуги
1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4501; 2019, № 52, ст. 8041; 2020, № 52, ст. 8864; 2022, № 1, ст. 238):
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением города федерального значения Москвы, не позднее 1 октября 2023 г. принимают решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, о переходе к способу оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода. При этом переход на способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода должен быть завершен во всех муниципальных образованиях на территориях всех субъектов Российской Федерации, за исключением города федерального значения Москвы, не позднее 1 января 2024 г. Указанное решение принимается не позднее чем за 3 месяца до начала применения способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.»;
2) дополнить пунктом 2.1. следующего содержания:
«В субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве могут устанавливаться особенности определения способа и порядка оплаты коммунальной услуги по отоплению.»;
3) в пункте 4 слова «пункт 2(4)» заменить словами «пункт 2(2)»;
2. В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3168; 2013, №16, ст. 1972; 2013, № 31, ст. 4216; 2016, № 27, ст. 4501; 2017, № 2, ст. 338; 2019, № 1, ст. 4):
1) Абзац двадцатый пункта 2 после слов «жилое помещение» дополнить словами «, общая площадь жилого помещения»;
2) пункт 36 дополнить абзацем следующего содержания:
«При расчете размера платы за коммунальные услуги используются сведения о размере площади жилого дома, размере площади помещения в многоквартирном доме, содержащиеся в документах государственного технического учета, сведения о правах на объекты недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) и иных документах, подтверждающих права владения (пользования) жилым домом, помещением в многоквартирном доме. В случае расхождения (противоречия) сведений о размере площади жилого дома, помещения в многоквартирном доме, содержащихся в документах государственного технического учета, иных документах, подтверждающих права владения (пользования) жилым домом, помещением в многоквартирном доме, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.»;
3) пункт 42(2) изложить в следующей редакции:
«42(2). Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода года, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, или с начала календарного года, следующего за годом принятия такого решения. Переход на способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода должен быть завершен во всех муниципальных образованиях на территориях всех субъектов Российской Федерации, за исключением субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, не позднее 1 января 2024 г.
При принятии органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в любом расчетном периоде, начиная с периода, в котором применяется способ оплаты за отопление в течение отопительного периода, до 1 июня года, следующего за годом, в котором принято решение о переходе на способ оплаты в течение отопительного периода, в соответствии с формулой 6(1) приложения № 2 к настоящим Правилам.»;
4) в пункте 59(1):
а) в первом абзаце:
слова «, а также плата за коммунальную услугу по отоплению определяются» заменить словами «определяется»;
слова «(для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления)», «(для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода)» исключить;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
«Плата за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущие 12 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 12 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, с учетом фактического количества дней предоставления коммунальной услуги по отоплению и фактической температуры наружного воздуха по формуле 6(2) приложения № 2 к настоящим Правилам, - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета тепловой энергии либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, но не более 6 расчетных периодов подряд.»;
5) в пункте 72:
а) в первом абзаце:
после слова «исполнитель» дополнить словами «по заявлению потребителя»;
после слов «за такую коммунальную услугу» дополнить словами «сведений о размере указанного превышения»;
б) во втором абзаце слова «наряду с позицией, предусматривающей внесение платы за коммунальную услугу за расчетный период единовременно, позиций, предусматривающих возможность внесения потребителем платы в рассрочку в размере одной двенадцатой размера платы за коммунальную услугу за истекший (истекшие) расчетный период, в котором (которых) возникло указанное превышение» заменить словами «части размера превышения платы за коммунальную услугу»;
в) четвертый абзац после слова «платы за коммунальную услугу» дополнить словами «в части размера ее превышения более чем на 25 процентов»;
г) дополнить абзацем следующего содержания:
«При проведении корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с пунктом 42(2) настоящих Правил и пунктом 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам в расчетном периоде, в котором проводится корректировка, исполнитель по заявлению потребителя предоставляет потребителю возможность внесения платы за коммунальную услугу по отоплению в размере корректировки в рассрочку без взимания процентов на период до трех расчетных периодов путем включения условий рассрочки в платежный документ, предоставляемый исполнителем потребителю.»;
6) в приложении № 2 к указанным Правилам:
а) в пункте 2(2) слова «Правил определяются по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4)» заменить словами «Правил определяются по формулам 2, 2(1), 2(3), 2(3-1) и 2(4) и 2(4-1). В случае установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., в расчете на один месяц календарного года при определении платы за отопление данные нормативы применяются с учетом коэффициента, равного отношению 12 месяцев к количеству месяцев продолжительности отопительного периода, определенному субъектом Российской Федерации.»;
б) пункт 6(1) изложить в следующей редакции:
«6(1). В случаях, предусмотренных пунктом 42(2) Правил, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме корректируется по формуле 6(1):
где:
Pk.пр – общий размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год в i‑м помещении, определенный по формулам 2, 2(3), 2(3-1) Приложения № 2;
Pfn.i - общий размер начисленной платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении за прошедший год.
В случае перехода со способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года с применением норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшего по состоянию на 30 июня 2012 г., на способ оплаты в отопительный период при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме за год, в котором происходит изменение способа оплаты, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, действующего с расчетного периода, в котором начался отопительный период в указанном году, и норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшего по состоянию на 30 июня 2012 г., пересчитанного на количество месяцев отопительного периода в соответствующем году, в течение которого применялись такие нормативы.
в) дополнить пунктом «6(2)» следующего содержания:
«6(2). Среднемесячный объем потребления тепловой энергии при определении платы за коммунальную услугу по отоплению в случаях, предусмотренных абзацем 2 пункта 59(1) настоящих Правил, определяется по формуле 6(2):
где:
– суммарный объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущие 12 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 12 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. При расчете учитываются только месяцы отопительного периода, а в случае, если коллективный (общедомовый) прибор учета в многоквартирном доме учитывает общий объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, величина определяется исходя из объема тепловой энергии на отопление за вычетом тепловой энергии на горячее водоснабжение;
– количество дней наличия показаний коллективного (общедомового) прибора тепловой энергии за i-й период, дни;
– количество дней в расчетном периоде, за который определяется среднемесячный объем коммунального ресурса, дни;
tвн - температура воздуха внутри отапливаемых жилых и нежилых помещений многоквартирного дома или жилого дома принимается +18 °C, а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже принимается равной +20 °C;
– фактическая среднесуточная температура наружного воздуха за i-й период наличия показаний коллективного (общедомового) прибора тепловой энергии (°C);
– среднесуточная температура наружного воздуха за период определения среднемесячного объема (°C).».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации в части совершенствования порядка
расчетов за коммунальные услуги»
В Минстрой России ежегодно поступает множество обращений граждан и организаций по разъяснению положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).
Одной из наиболее острых тем обращений является порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, в особенности ежегодная корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению при способе ее оплаты в течение календарного года, а также точность расчетных способов определения размера платы за отопление при выходе прибора учета тепловой энергии из строя.
Также нередко вызывает вопросы порядок предоставления рассрочки внесения платы за коммунальные услуги, предусмотренной в случае превышения размера платы за коммунальную услугу более чем на 25 процентов по сравнению с начислениями за аналогичный расчетный период прошлого года.
Кроме того, на практике имеют место споры, связанные с определением достоверного источника информации о площади жилого дома, площади помещений в многоквартирном доме, необходимых для корректного определения размера платы за коммунальные услуги.
Для решения указанных вопросов разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчетов за коммунальные услуги» (далее – проект постановления), предусматривающий следующие изменения.
Проектом постановления предусматривается повсеместный переход на способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода (за исключением г. Москвы), который должен быть завершен до 1 января 2024 года. Для смягчения перехода на оплату отопления в течение отопительного периода проектом постановления предусмотрен продолжительный период (до 1 января 2024 года), в течение которого региональные органы власти смогут выбрать оптимальное время для перехода. Кроме того, проектом постановления предусмотрена вариативность в выборе даты для начала применения нового порядка оплаты: с начала отопительного периода, либо с начала следующего календарного года.
Для обеспечения готовности исполнителей коммунальных услуг к изменению порядка расчета платы за отопление проектом постановления предусмотрено заблаговременное принятие региональным органом власти решения в отношении всех или отдельных муниципальных образований о переходе: не менее чем за 3 месяца до начала применения нового порядка расчета. Для нивелирования негативных последствий для граждан проектом постановления предусмотрены продолжительный срок, в течение которого гражданам может быть предъявлена корректировка платы за отопление: до 1 июня года, следующего за годом приятия решения о корректировке, а также предоставление гражданам беспроцентной рассрочки на 3 месяца на оплату размера корректировки в заявительном порядке.
Данные изменения позволят уйти от ежегодной корректировки платы за отопление и рассчитываться за фактически потребленный в расчетном периоде объем тепловой энергии, в том числе получая видимый экономический эффект в актуальных начислениях при реализации энергоэффективных мероприятий.
Также проект постановления уточняет порядок расчета платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии в случае выхода прибора учета из строя, предусматривая порядок расчета в размере, максимально приближенном к фактическому объему потребления. В этих целях среднемесячный объем потребления тепловой энергии предлагается рассчитывать исходя из данных потребления конкретного дома за фактическое количество дней наличия отопления с поправкой на фактическую температуру наружного воздуха.
Кроме того, проектом постановления предусмотрено, что в случае расхождения (противоречия) сведений о величинах площадей помещений в многоквартирном и жилом доме, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), и сведений, представляемых управляющей компанией, приоритет имеют сведения, содержащиеся в ЕГРН.
Таким образом, проект постановления позволит решить имеющиеся острые проблемы правоприменения норм, регулирующих порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, без кардинального пересмотра действующего регулирования.
Проект постановления не содержит противоречий положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта постановления не повлечет за собой негативные социально-экономические и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте постановления содержатся положения, устанавливающие обязательные требования в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Реализация проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.___________