Письма
Об оснащении многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 2025 г. № 21378-ОГ/00
Департамент развития жилищно-коммунального
хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение и в пределах своей
компетенции сообщает.
На основании Положения
о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Минстрой России не обладает правом давать оценку конкретной ситуации и
правоотношениям.
Вместе с тем, по вопросам, указанным в обращении, сообщается следующее.
Согласно статье 7
Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в
долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости
и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации" застройщик обязан передать участнику долевого строительства
объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям
договора, требованиям проектной документации и градостроительных
регламентов, а также иным обязательным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 11
Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ (далее - Закон № 261-ФЗ) не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений,
построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не
соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям
оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Часть 7 статьи 11
Закона № 261-ФЗ устанавливает, что застройщики обязаны обеспечить
соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической
эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых
энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных,
функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических
решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства,
реконструкции, капитального ремонта.
Часть 7 статьи 13
Закона № 261-ФЗ устанавливает, что здания, строения, сооружения и иные
объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические
ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после
дня вступления в силу Закона № 261-ФЗ, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены
приборами учета используемых энергетических ресурсов. Многоквартирные
дома (далее - МКД), вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после
осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены
дополнительно ИПУ используемой тепловой энергии, а МКД, вводимые в
эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны
быть оснащены ИПУ используемой тепловой энергии при наличии технической
возможности их установки.
В силу части 4 статьи 19
Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении"
приборы учета во вводимых в эксплуатацию МКД устанавливаются
застройщиками за свой счет до получения разрешения на ввод
многоквартирного дома в эксплуатацию.
Таким образом, основными условиями для
установки (и, соответственно, ввода в эксплуатацию) застройщиком
индивидуальных приборов учета потребляемой тепловой энергии являются:
- многоквартирный дом должен быть введен в эксплуатацию после ремонта, реконструкции, строительства после 1 января 2012 года;- объекты должны быть подключены к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Из этого следует, что законодательством
установлена обязанность застройщика оснащать МКД, вводимые в
эксплуатацию, приборами учета используемых энергетических ресурсов, в
том числе ИПУ тепловой энергии (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2017 г. по делу n а41-32281/16).
Закон № 261 также предусматривает гарантийный срок на технологическое и
инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого участникам
долевого строительства объекта долевого строительства. Согласно части 5 статьи 7
Закона № 261, такой гарантийный срок устанавливается договором и не
может составлять менее чем 3 года. Указанный гарантийный срок
исчисляется со дня подписания первого передаточного акта или иного
документа о передаче объекта долевого строительства.
Следовательно, застройщик несет ответственность
за установку и ввод приборов учета используемых энергетических ресурсов
в эксплуатацию в пределах гарантийного срока и обязан устранить
недостатки, выявленные в этот период.
Это обстоятельство определяет границы
ответственности лица, которое управляет домом. Застройщик должен
передать участникам долевого строительства дом с уже установленными и
введенными в эксплуатацию приборами учета. После этого лицо, управляющее
МКД (управляющая организация/ТСЖ/ЖСК) становится ответственным за
техническое состояние в рамках своей обязанности по содержанию общего
имущества, которую на него возлагает жилищное законодательство.
Следовательно, ответственность за установку и ввод приборов учета
переходит к лицу, управляющему домом, после окончания гарантийного
срока.
Таким образом, если многоквартирный дом введен в
эксплуатацию, а приборов учета нет или они не введены в эксплуатацию,
то ответственное лицо определяется периодом выявления нарушения:
- если нарушения обязательных требований, устанавливаемых федеральным законодательством, и договором долевого участия выявлены в пределах гарантийного срока, то ответственность за их устранение (в данном случае - установку ОДПУ и ИПУ и ввод их в эксплуатацию) несет застройщик (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 г. n 88-5931);- если гарантийный срок закончился, то ответственность переходит к лицу, управляющему МКД.
Таким образом МКД, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу Закона № 261-ФЗ, должны быть оснащены ИПУ используемой тепловой энергии, введенными в эксплуатацию застройщиком.
Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя
России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы
применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не
направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а
содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве
общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного
характера.
Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
Д.Ю.НИФОНТОВ
__________