Письма > Ноябрь 2025
Комментарии.
1. Наличие нескольких секций в МКД не является условием для проведения отдельных общих собраний собственников помещений в нем;2. Независимо от количества секций, строение является единым объектом капитального строительства;3. В случае поэтапного ввода объекта в эксплуатацию, каждая секция будет являться составной частью одного МКД;4. Управление осуществляется МКД, состоящим из фактически введенных в эксплуатацию секций;5. После введения в эксплуатацию новой секции изменяются технические характеристики МКД. В этой связи необходимо осуществлять выбор способа управления вновь созданным МКД и конкретного лица, осуществляющего управление.Управление несколькими лицами различными секциями одного МКД не допускается.
__________
Об условиях проведения общего собрания собственников многоквартирного дома
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 ноября 2025 г. № 69648-ДН/04
Департамент развития жилищно-коммунального
хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации рассмотрел обращение и в рамках установленной
компетенции сообщает следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 15
Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) многоквартирным
домом (далее - МКД) признается здание, состоящее из двух и более
квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36
ЖК РФ. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие
отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места,
являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного
дома.
Согласно пункту 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации МКД может управляться только одной управляющей организацией.
Пункты 24 и 26
Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491,
определяют перечень документов, входящих в состав технической
документации на МКД, и иных документов, связанных с управлением МКД, из
которых вытекает, что МКД является единым объектом управления, в том
числе в случае если МКД состоит из нескольких секций.
Приложение 1
к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации,
утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 № 37,
определяет, что признаками единства здания служат:
- фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала;- при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.
В то же время, часть 1 статьи 44
ЖК РФ устанавливает, что общее собрание собственников (далее - ОСС)
помещений в МКД является органом управления МКД. ОСС помещений в МКД
проводится в целях управления МКД путем обсуждения вопросов повестки дня
и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Пункты 4 и 4.7 части 2 статьи 44
ЖК РФ определяют, что к компетенции ОСС помещений в МКД относится выбор
способа управления МКД и принятие решения о выборе управляющей
организации.
Таким образом, наличие нескольких секций в МКД
не является условием для проведения отдельных ОСС. Независимо от
количества секций строение является единым объектом капитального
строительства. В случае поэтапного ввода объекта в эксплуатацию, каждая
секция будет являться составной частью одного МКД.
Управление осуществляется МКД, состоящим из
фактически введенных в эксплуатацию секций. После введения в
эксплуатацию новой секции изменяются технические характеристики МКД
(площадь, состав общего имущества и др.) В этой связи необходимо
осуществлять выбор способа управления вновь созданным МКД и конкретного
лица, осуществляющего управление. Управление несколькими лицами
различными секциями одного МКД не допускается.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2
Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009,
письма федеральных органов исполнительной власти не являются
нормативными правовыми актами.
Письма Минстроя России и его структурных
подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных
правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя
России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых
норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в
качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или
временного характера.
Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
Д.Ю.НИФОНТОВ
__________
