Письма > Ноябрь 2025
Комментарии.
1. Законами РФ не предусмотрено применение в расчетах стоимости коммунальной услуги показаний прибора учета объема потребления коммунального ресурса в нескольких МКД;2. Применение такого прибора учета не позволяет учитывать определенные особенности и приводит к нарушению прав потребителей в тех МКД, в которых обеспечен повышенный по сравнению с другими МКД уровень энергосбережения и энергоэффективности;3. Использование одного прибора учета на несколько МКД может повлечь возникновение необоснованных затрат у жителей таких МКД, поскольку, помимо коммунального ресурса, потребленного в МКД, указанные жители вынуждены будут оплачивать потери коммунального ресурса в сетях между домами.
___________
По вопросу об использовании одного прибора учета на несколько МКД
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 ноября 2025 г. № 70190-ДН/04
Департамент развития жилищно-коммунального
хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах компетенции
сообщает следующее.
Согласно пункту 2
Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354
(далее - Правила №354), коллективный (общедомовый) прибор учета (далее -
ОДПУ) - это средство измерения (совокупность средств измерения и
дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме
(далее - МКД) при наличии технической возможности и используемое для
определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД.
Таким образом, с помощью ОДПУ может быть учтен
объем коммунального ресурса, поданного исключительно в один МКД. Законом
не предусмотрен учет одним ОДПУ объема коммунального ресурса, поданного
в несколько МКД.
В силу части 1 статьи 36
Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам
помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее
имущество в МКД.
Пункты 5 - 7
Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491
(далее - Правила N 491), определяют, что в состав общего имущества
включаются в том числе ОДПУ холодной воды, горячей воды, газа, тепловой
энергии, электрической энергии.
Таким образом, ОДПУ входит в состав общего имущества МКД.
При этом положения ЖК РФ и положения Правил № 491 не предусматривают возможности определения общего имущества
нескольких МКД. Следовательно, ОДПУ не может быть признан частью общего
имущества нескольких МКД.
В этой связи применение в расчетах стоимости
коммунальной услуги показаний прибора учета, учитывающего объем
потребления соответствующего коммунального ресурса в нескольких МКД,
законом не предусмотрено.
Кроме того, необходимо отметить, что объем
(количество) потребленных коммунальных ресурсов в каждом МКД является
разным, в том числе в зависимости от параметров отдельных МКД,
технического состояния внутридомовых инженерных систем, режима
потребления коммунальных ресурсов, выбранного потребителями.
Применение прибора учета, учитывающего объем
потребления соответствующего коммунального ресурса в нескольких МКД, не
позволяет учитывать такие особенности и приводит к нарушению прав
потребителей в тех МКД, в которых обеспечен повышенный по сравнению с
другими МКД уровень энергосбережения и энергоэффективности.
При этом использование одного прибора учета на
несколько МКД может повлечь возникновение необоснованных затрат у
жителей таких МКД, поскольку, помимо коммунального ресурса,
потребленного в МКД, указанные жители вынуждены будут оплачивать потери
коммунального ресурса в сетях между домами.
Таким образом, установленный для нескольких МКД
прибор учета не может рассматриваться как коллективный (общедомовый) в
значении, определенном действующим законодательством, применение
показаний такого прибора учета в расчетах стоимости коммунальной услуги
не предусмотрено.
Дополнительно отмечается, что законом не
определено понятие "дома на сцепке" и не установлено для таких домов
какого-либо особого порядка расчета.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2
Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009,
письма федеральных органов исполнительной власти не являются
нормативными правовыми актами.
Письма Минстроя России и его структурных
подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных
правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя
России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых
норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в
качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или
временного характера.
Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
Д.Ю.НИФОНТОВ
___________
