391-ФЗ. Полномочия Правительства в период спец.режимов - Приложение-2 сайта жкхпортал.рф

Документы жилищно-коммунального хозяйства РФ

Приложение №2 к сайту жкхпортал.рф
Герб
жкхпортал.рф
Перейти к контенту

Федеральные законы

Комментарии.

1. В период введения специальных режимов Правительство РФ наделено полномочиями по установлению на территории РФ  особенностей применения положений законодательства в сфере  электроэнергетики, тепло-, газо- и водоснабжения, жилищного  законодательства;
2. В период действия специальных режимов нормативные правовые акты РФ,  принятие которых предусмотрено в целях реализации изменений, внесенных  настоящим федеральным законом, вступают в силу в сроки, установленные  данными нормативными правовыми актами;
3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2026 года, за исключением статьи 2 настоящего Федерального закона. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 февраля 2026 года.
___________
27 октября 2025 года № 391-ФЗ
 
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Принят
Государственной Думой
14 октября 2025 года

 
Одобрен
Советом Федерации
22 октября 2025 года
 

Статья 1

 
Главу IX Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1667) дополнить статьей 34.1 следующего содержания:
 
"Статья 34.1. Особенности правового регулирования отношений в области газоснабжения
 
Правительство Российской Федерации в случае объявления мобилизации, введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения, введения правового режима контртеррористической операции, установления федерального уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и в военное время вправе определить перечень субъектов Российской Федерации (частей территорий субъектов Российской Федерации), в отношении которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности применения положений законодательства Российской Федерации в области газоснабжения и период их применения, а именно: особенности ценообразования в сфере газоснабжения, особенности взаимодействия единого оператора газификации, регионального оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий, газотранспортных организаций, а также газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации или региональным оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, особенности начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам поставки газа, договорам о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, договорам об оказании услуг по транспортировке газа, особенности заключения и исполнения указанных договоров, особенности технологического присоединения газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, особенности разработки и реализации схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации, особенности разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.".

Статья 2

 
Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2007, N 45, ст. 5427; 2008, N 29, ст. 3418; N 52, ст. 6236; 2010, N 31, ст. 4156, 4157, 4158, 4160; 2011, N 1, ст. 13; N 30, ст. 4590, 4596; N 50, ст. 7336, 7343; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7616; 2013, N 45, ст. 5797; N 48, ст. 6165; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 19; N 29, ст. 4350; N 45, ст. 6208; 2016, N 14, ст. 1904; N 26, ст. 3865; N 27, ст. 4201; 2017, N 1, ст. 49; N 27, ст. 3926; 2018, N 1, ст. 35; N 27, ст. 3955; N 31, ст. 4843, 4860; N 53, ст. 8448; 2019, N 31, ст. 4421, 4459; N 52, ст. 7789, 7796; 2020, N 17, ст. 2719; N 31, ст. 5040; N 50, ст. 8047; 2021, N 1, ст. 19, 73; N 24, ст. 4188; 2022, N 18, ст. 3013; N 24, ст. 3934; 2023, N 32, ст. 6221; N 43, ст. 7600, 7602; N 45, ст. 7987; 2024, N 1, ст. 3; N 8, ст. 1046; N 29, ст. 4114; N 33, ст. 4917, 4928, 5005; N 44, ст. 6489; 2025, N 31, ст. 4658) следующие изменения:
1) статью 3 изложить в следующей редакции:
 
"Статья 3. Определение основных понятий
 
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения;
2) Единая энергетическая система России - электроэнергетическая система, расположенная в пределах территории Российской Федерации, в состав которой входят объединенные электроэнергетические системы и образующие их территориальные электроэнергетические системы и централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором электроэнергетических систем России (далее - системный оператор);
3) электроэнергетическая система - совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
4) субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, управлению изменением режима потребления электрической энергии, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности;
5) потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;
6) потребители мощности - лица, приобретающие мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи, лица, реализующие электрическую энергию на розничных рынках, лица, реализующие электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств;
7) оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности, услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации;
8) субъекты оптового рынка - юридические лица, имеющие статус субъекта оптового рынка, полученный в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка;
9) розничные рынки электрической энергии (далее - розничные рынки) - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;
10) объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;
11) услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 и пунктом 2 статьи 26 настоящего Федерального закона;
12) оперативно-технологическое управление - комплекс мер по управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, осуществляемых собственниками или иными законными владельцами данных объектов и (или) установок в соответствии с диспетчерскими командами и распоряжениями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и (или) по согласованию с таким субъектом в отношении линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы, либо самостоятельно или в координации с иными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в отношении иных линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок;
13) оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике - комплекс мер по централизованному планированию и управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, осуществляемых субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в отношении определяемых им в установленном Правительством Российской Федерации порядке линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы и могут изменяться только по диспетчерской команде субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или по согласованию с таким субъектом, а также мер по проектированию развития электроэнергетической системы;
14) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике - комплекс мер по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, осуществляемых в целях обеспечения надежного функционирования и развития электроэнергетической системы;
15) энергосбытовые организации - организации, осуществляющие энергосбытовую деятельность;
16) цены (тарифы) в электроэнергетике - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (далее - цены (тарифы);
17) социальная норма потребления электрической энергии (мощности) - определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам);
18) величина перекрестного субсидирования - размер финансовых средств, который учитывается при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для потребителей (покупателей) на розничных рынках, но не учитывается при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для населения и приравненных к нему категорий потребителей;
19) двусторонний договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора;
20) комбинированная выработка электрической и тепловой энергии - режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии;
21) коммерческий учет электрической энергии (мощности) - процесс измерения количества электрической энергии и определения объема мощности, сбора, хранения, обработки, передачи результатов этих измерений и формирования, в том числе расчетным путем, данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии (мощности) для целей взаиморасчетов за поставленные электрическую энергию и мощность, за связанные с указанными поставками услуги, услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии, а также за услуги по изменению режима потребления электрической энергии;
22) расчетный период - период, единый для целей определения коммерческим оператором цен покупки и продажи электрической энергии, мощности, услуг и иных допускаемых к обращению на оптовом рынке объектов и установленный в соответствии с правилами оптового рынка, утвержденными Правительством Российской Федерации;
23) ценовые зоны оптового рынка - территории, которые определяются Правительством Российской Федерации и на которых происходит формирование равновесных цен оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка;
24) неценовые зоны оптового рынка - территории, которые определяются Правительством Российской Федерации и в границах которых оптовая торговля электрической энергией (мощностью) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам);
25) технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы - энергетические системы, находящиеся на территориях, которые определяются Правительством Российской Федерации и технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует;
26) зона свободного перетока электрической энергии (мощности) (далее - зона свободного перетока) - часть Единой энергетической системы России, в пределах которой электрическая энергия и мощность, производимые или планируемые для поставок на генерирующем оборудовании с определенными техническими характеристиками, при определении сбалансированности спроса и предложения на электрическую энергию и мощность, в том числе для целей перспективного планирования, могут быть замещены электрической энергией и мощностью, производимыми или планируемыми для поставок с использованием другого генерирующего оборудования с аналогичными техническими характеристиками в той же зоне свободного перетока, а замена электрической энергией и мощностью, производимыми на генерирующем оборудовании, расположенном в иной зоне свободного перетока, может быть осуществлена только в пределах ограничений перетока электрической энергии и мощности между такими зонами. При этом совокупные технические характеристики генерирующего оборудования в пределах зоны свободного перетока должны соответствовать требованиям, установленным системным оператором и необходимым для обеспечения нормального режима работы соответствующей части энергетической системы;
27) гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;
28) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;
29) установленная генерирующая мощность - электрическая мощность, с которой объект по производству электрической энергии, генерирующее оборудование объекта по производству электрической энергии могут работать без ограничения по длительности такой работы при номинальных параметрах и (или) в нормальных условиях, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики;
30) располагаемая мощность - электрическая мощность, определяемая как установленная мощность генерирующего оборудования, сниженная на величину ограничений установленной мощности или увеличенная на величину длительно допустимого превышения над установленной мощностью;
31) объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства;
32) организации коммерческой инфраструктуры - организации, на которые в установленном порядке возложены функции обеспечения коммерческой инфраструктуры;
33) энергетическая эффективность электроэнергетики - отношение поставленной потребителям электрической энергии к затраченной в этих целях энергии из невозобновляемых источников;
34) возобновляемые источники энергии - энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, энергия приливов, энергия волн водных объектов, в том числе водоемов, рек, морей, океанов, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов, газ, образующийся на угольных разработках;
35) манипулирование ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) - совершение экономически или технологически не обоснованных действий, в том числе с использованием своего доминирующего положения на оптовом рынке, которые приводят к существенному изменению цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке, путем:
подачи необоснованно завышенных или заниженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности. Завышенной может быть признана заявка, цена в которой превышает цену, которая сформировалась на сопоставимом товарном рынке, или цену, установленную на этом товарном рынке ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала);
подачи ценовой заявки на продажу электрической энергии с указанием объема, который не соответствует объему электрической энергии, вырабатываемому с использованием максимального значения генерирующей мощности генерирующего оборудования участника, определенного системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации;
подачи ценовой заявки, не соответствующей установленным требованиям экономической обоснованности, определенным уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти;
36) манипулирование ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности) - совершение экономически или технологически не обоснованных действий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на розничном рынке, которые приводят к существенному изменению нерегулируемых цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность;
37) надежность электроэнергетической системы - способность электроэнергетической системы осуществлять производство, передачу электрической энергии (мощности) и снабжение потребителей электрической энергией в едином технологическом процессе и возобновлять их после нарушений, в том числе обеспечивать на уровне, установленном нормативными правовыми актами в сфере электроэнергетики, удовлетворение спроса на электрическую энергию и мощность с учетом пропускной способности электрической сети и возможных отключений линий электропередачи и оборудования объектов электроэнергетики;
38) устойчивость электроэнергетической системы - способность электроэнергетической системы сохранять синхронную работу электрических станций (генерирующего оборудования) после возмущений, связанных с отключением (в том числе аварийным) линий электропередачи, оборудования объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, работой устройств релейной защиты и автоматики;
39) энергопринимающая установка, энергопринимающее устройство - аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления;
40) энергосбытовая деятельность - деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии (за исключением деятельности по зарядке электрической энергией аккумуляторных батарей, в том числе аккумуляторных батарей транспортных средств, оборудованных электродвигателями), осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует;
41) интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности) - совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и об иных параметрах электрической энергии в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Правительством Российской Федерации;
42) объект микрогенерации - объект по производству электрической энергии, принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электрической энергии, энергопринимающие устройства которого технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт, функционирующий в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии и используемый указанным потребителем для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, а также в целях продажи в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков, в случае, если объем выдачи электрической энергии таким объектом по производству электрической энергии в электрическую сеть не превышает величину максимальной присоединенной мощности энергопринимающих устройств указанного потребителя и составляет не более 15 киловатт и если для выдачи электрической энергии такого объекта в электрическую сеть не используется электрическое оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения в здании, в том числе входящее в состав общего имущества многоквартирного дома;
43) качество электрической энергии - степень соответствия характеристик электрической энергии в определенной точке электрической сети совокупности нормированных показателей, устанавливаемых нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации;
44) цифровая информационная модель электроэнергетической системы - представленное в унифицированном электронном машиночитаемом виде множество взаимоувязанных сведений об электроэнергетической системе (включая фрагменты цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики, необходимые для описания электроэнергетической системы), однозначно идентифицирующих и описывающих электроэнергетическую систему и входящие в нее объекты, а также связи между ними;
45) перспективная расчетная модель электроэнергетической системы - математическое описание электроэнергетической системы, сформированное с использованием специализированных программно-технических средств на основе цифровой информационной модели электроэнергетической системы и предназначенное для выполнения расчетов и анализа перспективных электроэнергетических режимов, балансовой надежности, устойчивости или токов короткого замыкания;
46) услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии - услуги, оказываемые на оптовом рынке потребителями электрической энергии, получившими в установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка порядке статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, агрегаторами управления изменением режима потребления электрической энергии и представляющие собой комплекс организационно и (или) технологически связанных действий, направленных на обеспечение готовности к изменению режима потребления электрической энергии агрегированного объекта управления изменением режима потребления электрической энергии, а также непосредственно на изменение режима потребления электрической энергии такого объекта в требуемый период времени;
47) услуги по изменению режима потребления электрической энергии - услуги, оказываемые потребителями розничных рынков или оптового рынка на основании договора, заключенного с агрегатором управления изменением режима потребления электрической энергии, представляющие собой комплекс организационно и (или) технологически связанных действий, направленных на обеспечение готовности к изменению режима потребления электрической энергии объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка или оптового рынка, а также непосредственно на изменение режима потребления электрической энергии такого объекта в требуемый период времени;
48) агрегатор управления изменением режима потребления электрической энергии - коммерческая организация, имеющая статус субъекта оптового рынка, полученный в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка, осуществляющая деятельность по формированию агрегированных объектов управления изменением режима потребления электрической энергии из принадлежащих третьим лицам объектов регулирования потребления электрической энергии потребителей розничных рынков и (или) оптового рынка и оказывающая с использованием таких объектов услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
49) объект регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка - энергопринимающее устройство (энергопринимающие устройства) и (при наличии) связанные с ним (с ними) объект (объекты) по производству электрической энергии и (или) система (системы) накопления электрической энергии, используемые для изменения режима потребления электрической энергии, принадлежащие одному потребителю электрической энергии - субъекту оптового рынка и относящиеся к одной группе точек поставки на оптовом рынке, посредством которых такой потребитель или агрегатор управления изменением режима потребления электрической энергии (в случае заключения договора оказания услуг по изменению режима потребления электрической энергии с потребителем оптового рынка в отношении указанного объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка) оказывает услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии, если данные энергопринимающее устройство (энергопринимающие устройства) и объект (объекты) по производству электрической энергии и (или) система (системы) накопления электрической энергии технологически соединены между собой принадлежащими такому потребителю объектами электросетевого хозяйства и их включение в состав объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка допускается в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;
50) объект регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка - энергопринимающее устройство (энергопринимающие устройства), находящееся (находящиеся) в единых границах балансовой принадлежности и принадлежащее (принадлежащие) одному потребителю электрической энергии - субъекту розничного рынка, и (при наличии) связанные с ним (с ними) объект (объекты) по производству электрической энергии и (или) система (системы) накопления электрической энергии, используемые для изменения режима потребления электрической энергии, если данные энергопринимающее устройство (энергопринимающие устройства) и объект (объекты) по производству электрической энергии и (или) система (системы) накопления электрической энергии технологически соединены между собой принадлежащими такому потребителю объектами электросетевого хозяйства и их включение в состав объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка допускается в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;
51) агрегированный объект управления изменением режима потребления электрической энергии - объект регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка, объект регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка или совокупность данных объектов, сформированные агрегатором управления изменением режима потребления электрической энергии в соответствии с требованиями и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, или объекты регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка, сформированные им в соответствии с требованиями и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в целях использования при оказании услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
52) низкоуглеродный генерирующий объект - генерирующий объект, функционирующий на основе использования возобновляемых источников энергии без использования процесса горения, либо атомная электростанция;
53) квалификация генерирующего объекта - процедура, в рамках которой осуществляется проверка соответствия генерирующего объекта критериям квалификации, а в случае подтверждения такого соответствия также осуществляется отнесение генерирующего объекта к возобновляемой генерации и (или) низкоуглеродной генерации и к одной или нескольким квалификационным категориям в зависимости от используемого источника энергии, способа его использования и других характеристик генерирующего объекта. Квалификация генерирующих объектов осуществляется в целях учета атрибутов генерации, предоставления сертификатов происхождения электрической энергии, поддержки использования возобновляемых источников энергии, а также в других целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
54) критерии квалификации генерирующего объекта (далее - критерии квалификации) - установленные Правительством Российской Федерации требования, совокупности которых должен соответствовать генерирующий объект для признания его квалифицированным генерирующим объектом;
55) квалифицированный генерирующий объект - генерирующий объект, в отношении которого по итогам квалификации генерирующего объекта установлено, что такой генерирующий объект функционирует на основе использования возобновляемых источников энергии и (или) является низкоуглеродным генерирующим объектом, соответствует иным критериям квалификации, а также осуществлено отнесение его к возобновляемой генерации и (или) низкоуглеродной генерации и к одной или нескольким квалификационным категориям;
56) атрибуты генерации - права, связанные с характеристиками процесса производства электрической энергии на квалифицированном генерирующем объекте и со сведениями о таком генерирующем объекте и выработке им электрической энергии, позволяющие обладателю этих прав совершать действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в отношении определенного количества электрической энергии;
57) сертификат происхождения электрической энергии (далее также - сертификат происхождения) - электронный документ, соответствующий установленным законодательством Российской Федерации об электроэнергетике требованиям, предоставляемый организацией коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, владельцу квалифицированного генерирующего объекта, подтверждающий факт производства электрической энергии на квалифицированном генерирующем объекте в соответствии с его квалификационной категорией в количестве и в течение периода времени, которые указаны в данном документе, и удостоверяющий атрибуты генерации;
58) системообразующая территориальная сетевая организация - территориальная сетевая организация, определенная решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям и порядком определения системообразующих территориальных сетевых организаций, установленными Правительством Российской Федерации, функционирующая в границах субъекта Российской Федерации, обеспечивающая надежное функционирование объектов электросетевого хозяйства, расположенных в субъекте Российской Федерации, в порядке и способами, которые указаны в настоящем Федеральном законе. На территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы определение и функционирование системообразующих территориальных сетевых организаций осуществляются с учетом положений пункта 6 статьи 46.4 настоящего Федерального закона;
59) цифровая информационная модель объекта электроэнергетики - представленное в унифицированном электронном машиночитаемом виде множество взаимоувязанных сведений об объекте электроэнергетики, однозначно идентифицирующих и описывающих объект электроэнергетики и входящие в его состав оборудование и устройства, а также связи между ними;
60) средства дистанционного управления - программные, программно-аппаратные и иные технические средства, обеспечивающие техническую возможность изменения технологических режимов работы и (или) эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок непосредственно из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или с иных удаленных автоматизированных рабочих мест, терминалов, из центров управления путем передачи технологической информации и реализации команд управления;
61) система накопления электрической энергии - объект электроэнергетики, представляющий собой единый комплекс основного оборудования и вспомогательного оборудования, включая программно-технические средства, технологически взаимосвязанных процессом, обеспечивающим преобразование энергии в форму энергии, которая может быть накоплена и сохранена, и последующее преобразование накопленной и сохраненной энергии в электрическую энергию;
62) программа по повышению надежности функционирования электросетевого комплекса (далее также - программа по повышению надежности) - комплекс мероприятий (в том числе ремонт, техническое перевооружение и (или) реконструкция объектов электросетевого хозяйства, оснащение работников территориальных сетевых организаций транспортными средствами, оборудованием, инвентарем и средствами индивидуальной защиты, резервными источниками снабжения электрической энергией), реализация которых направлена на повышение надежности работы объектов электросетевого хозяйства, уровня надежности и качества оказываемых потребителям услуг на территории субъекта Российской Федерации.";
 
2) статью 4 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Функционирование систем накопления энергии в части преобразования накопленной и сохраненной энергии в электрическую энергию с выдачей ее в электрическую сеть регулируется в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.";
3) в статье 21:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике:
1) устанавливает критерии и порядок отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети;
2) утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, утверждает существенные условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;
3) определяет порядок и условия строительства и финансирования объектов электроэнергетики;
4) утверждает правила разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики;
5) устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям;
6) утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг;
7) устанавливает правила оказания услуг по обеспечению системной надежности;
8) устанавливает критерии отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
9) устанавливает критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", исполнительными органами субъектов Российской Федерации, и порядок утверждения (в том числе порядок согласования с исполнительными органами субъектов Российской Федерации) инвестиционных программ и осуществления контроля за реализацией таких программ;
10) утверждает правила осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике;
11) определяет особенности осуществления принудительного разделения хозяйствующих субъектов, осуществляющих монополистическую деятельность в сфере электроэнергетики;
12) определяет существенные условия договоров о порядке использования организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих собственникам или иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
13) утверждает порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии (в том числе в отношении отдельных категорий потребителей, для которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии), а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций;
14) утверждает правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, включающие в себя особенности осуществления оперативно-диспетчерского управления при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе и передаче системному оператору функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;
15) утверждает правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках;
16) принимает меры социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе в форме утверждения порядка предоставления таким гражданам обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
17) определяет перечень отдельных частей ценовых зон оптового рынка, а также перечень отдельных территорий ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков;
18) устанавливает особенности функционирования оптового и розничных рынков в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, а также на отдельных территориях ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка;
19) устанавливает порядок подачи ценовых заявок субъектами оптового рынка, порядок отбора ценовых заявок и определения равновесных цен в ценовых зонах оптового рынка с учетом особенностей его ценовых зон;
20) утверждает правила и порядок деятельности гарантирующих поставщиков;
21) утверждает порядок предоставления межсистемных электрических связей, в том числе методику осуществления взаиморасчетов, связанных с урегулированием отношений по передаче электрической энергии;
22) утверждает правила расследования причин аварий и инцидентов в электроэнергетике;
23) утверждает порядок создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения;
24) определяет и изменяет границы ценовых и неценовых зон оптового рынка с учетом технологических и системных ограничений Единой энергетической системы России;
25) устанавливает правила ведения обязательного раздельного учета по видам деятельности в электроэнергетике;
26) определяет основные направления государственной политики в сфере энергосбережения;
27) утверждает основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики, содержащие целевые показатели объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии, план или программу мероприятий по достижению указанных целевых показателей;
28) утверждает правила квалификации генерирующих объектов, в том числе критерии квалификации, правила отнесения генерирующих объектов к возобновляемой генерации и (или) низкоуглеродной генерации, перечень квалификационных категорий квалифицированных генерирующих объектов и правила отнесения генерирующих объектов к квалификационным категориям, а также определяет организацию коммерческой инфраструктуры, осуществляющую квалификацию генерирующих объектов;
29) осуществляет поддержку использования возобновляемых источников энергии, а также стимулирование использования энергетических эффективных технологий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
30) утверждает положение о федеральном государственном энергетическом надзоре;
31) утверждает правила технологического функционирования электроэнергетических систем, включающие в себя перечень входящих в Единую энергетическую систему России объединенных электроэнергетических систем и образующих их территориальных электроэнергетических систем и перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
32) определяет механизм стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем продажи электрической энергии, произведенной функционирующими на их основе квалифицированными генерирующими объектами, на оптовом рынке по равновесным ценам оптового рынка с учетом надбавки, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или путем продажи мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии с применением механизма торговли мощностью, предусмотренного правилами оптового рынка для продажи мощности указанных генерирующих объектов, а также определяет случаи и условия применения такого механизма стимулирования к квалифицированным генерирующим объектам, функционирующим на основе использования возобновляемых источников энергии;
33) устанавливает особенности ценообразования на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках электрической энергии (мощности) на территории Дальневосточного федерального округа в целях достижения на данной территории планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);
34) устанавливает порядок расчета размера возмещения субъектам электроэнергетики, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с принятием уполномоченными органами решений об изменении установленных долгосрочных тарифов, и (или) необходимой валовой выручки субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, которая определена в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, и (или) долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, а также решений об установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, установленных исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или согласованных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, в установленных настоящим Федеральным законом случаях возмещения недополученных доходов;
35) устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе исходя из количественных характеристик и (или) параметров объектов электросетевого хозяйства, которыми организации владеют на праве собственности или ином законном основании, технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей деятельности территориальных сетевых организаций и с учетом результатов мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, проводимого в соответствии со статьей 28.3 настоящего Федерального закона, и запрета, установленного пунктом 5 статьи 26 настоящего Федерального закона;
36) определяет размер денежных средств, соответствующих величине перекрестного субсидирования, в отношении субъектов Российской Федерации и график снижения указанной величины;
37) устанавливает порядок проведения аттестации по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе случаи проведения внеочередной аттестации;
38) утверждает правила предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
39) утверждает правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации;
40) устанавливает порядок, случаи и условия выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства (далее - разрешение на допуск в эксплуатацию);
41) определяет категории энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, для которых требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию;
42) определяет субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности) в ценовых зонах оптового рынка, к цене на мощность которых применяется надбавка в целях частичной компенсации стоимости мощности, поставленной с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и (или) построенных на отдельных территориях ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков;
43) утверждает перечень подлежащих модернизации, реконструкции и (или) строительству на отдельных территориях ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, генерирующих объектов тепловых электростанций, в отношении которых применяется частичная компенсация стоимости мощности за счет указанной в подпункте 42 настоящего пункта надбавки к цене на мощность субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности) на оптовом рынке в ценовых зонах, а также определяет места их расположения, величину планируемой к вводу установленной мощности, плановые сроки ввода в эксплуатацию, основные технико-экономические параметры модернизации, реконструкции, строительства и эксплуатации генерирующих объектов тепловых электростанций, включенных в указанный в настоящем подпункте перечень;
44) устанавливает критерии определения потребителей электрической энергии (мощности), в отношении которых на территории Дальневосточного федерального округа в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность). При установлении указанных в настоящем подпункте критериев учитывается, что доведение на территории Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) осуществляется с учетом поэтапного в течение пяти лет сокращения разницы между ценами (тарифами) на электрическую энергию (мощность) и базовыми уровнями цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в отношении организаций, финансирование деятельности которых осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также организаций жилищно-коммунального хозяйства и с учетом поэтапного в течение трех лет сокращения указанной разницы для организаций, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, и организаций топливно-энергетического комплекса. При этом указанные требования не распространяются на энергопринимающие устройства организаций, инвестиционные проекты которых включены до 29 декабря 2020 года в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальневосточного федерального округа, а также на энергопринимающие устройства организаций, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, которые расположены на территории Арктической зоны Российской Федерации и технологическое присоединение которых к электрическим сетям осуществлено на низком уровне напряжения до 29 декабря 2020 года;
45) утверждает правила формирования и поддержания в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем для целей перспективного развития электроэнергетики;
46) утверждает генеральную схему размещения объектов электроэнергетики;
47) устанавливает показатели финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, отражающие исполнение ими обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии (далее - показатели финансовой дисциплины), а также правила осуществления мониторинга выполнения показателей финансовой дисциплины;
48) утверждает правила ведения реестра атрибутов генерации, предоставления, обращения и погашения сертификатов происхождения электрической энергии;
49) определяет перечень информации, содержащейся в реестре атрибутов генерации, доступ к которой предоставляется без взимания платы, а также порядок доступа к указанной информации;
50) устанавливает критерии отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям исходя из необходимости выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей системообразующей территориальной сетевой организации на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе с учетом количественных и (или) качественных показателей деятельности, а также на основе периодической оценки результатов функционирования в статусе системообразующей территориальной сетевой организации;
51) определяет случаи и порядок передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
52) устанавливает порядок определения системообразующих территориальных сетевых организаций, предусматривающий в том числе срок, на который присваивается статус системообразующей территориальной сетевой организации;
53) утверждает правила заключения, исполнения, изменения, расторжения, существенные условия договора, указанного в пункте 2 статьи 46.4 настоящего Федерального закона (включая порядок возмещения стоимости неотделимых улучшений переданных по договору объектов в случае его прекращения, порядок определения платы по договору, в том числе требования к определению состава и размера затрат на ликвидацию последствий аварийных ситуаций), типовую форму такого договора, а также типовую форму соглашения, указанного в пункте 2 статьи 46.4 настоящего Федерального закона;
54) утверждает критерии наличия технической возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и порядок определения наличия указанной технической возможности;
55) устанавливает обязательный минимальный состав оборудования и устройств объектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
56) утверждает правила формирования и поддержания в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики (включая требования к обеспечению идентификации объектов электроэнергетики, порядок взаимодействия субъектов электроэнергетики между собой и с потребителями электрической энергии при формировании и поддержании в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики и перечень случаев, при которых формирование, поддержание в актуальном состоянии и использование цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики являются обязательными);
57) устанавливает запрет на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе на участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах Российской Федерации или на отдельных их территориях, а также порядок и случаи установления такого запрета;
58) определяет в случае объявления мобилизации, введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения, введения правового режима контртеррористической операции, установления федерального уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и в военное время (далее - специальные режимы) перечень субъектов Российской Федерации (частей территорий субъектов Российской Федерации), в отношении которых устанавливаются особенности применения положений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике;
59) устанавливает особенности применения положений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в отношении субъектов Российской Федерации (частей территорий субъектов Российской Федерации), перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в случае введения специальных режимов, и период их применения;
60) устанавливает особенности функционирования систем накопления электрической энергии;
61) принимает решение об определении перечня субъектов Российской Федерации, для которых необходимо разработать программы по повышению надежности функционирования электросетевого комплекса.";
б) абзац четвертый пункта 2 дополнить словами ", и анализ практики их применения";
4) в абзаце десятом пункта 8.1 статьи 23.1 слова "абзацем пятьдесят третьим" заменить словами "подпунктом 44";
5) в пункте 1 статьи 26:
а) абзац первый после слов "потребителей электрической энергии," дополнить словами "систем накопления электрической энергии,";
б) абзац восьмой после слов "сетевых организаций)," дополнить словами "систем накопления электрической энергии,";
6) в статье 28:
а) в пункте 2:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"2. В состав мер государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики входят:";
дополнить новыми абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок и обеспечению качества электрической энергии;
осуществление федерального государственного энергетического надзора, аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, а также разработка и реализация программ по повышению надежности.";
абзацы второй - девятый считать соответственно абзацами четвертым - одиннадцатым;
б) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, на основании анализа практики применения требований, указанных в пункте 2 настоящей статьи:
осуществляет подготовку предложений по определению перечня субъектов Российской Федерации, для которых необходимо разработать программы по повышению надежности;
утверждает методические рекомендации по разработке субъектами электроэнергетики и уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации перечня мероприятий, включенных в программы по повышению надежности;
осуществляет согласование размера финансовых средств (в том числе средств бюджетов бюджетной системы, регулируемых государством цен (тарифов) и иных средств), предусмотренных программой по повышению надежности для реализации включенных в нее мероприятий;
проводит мониторинг и анализ реализации мероприятий, включенных в программы по повышению надежности.
Программы по повышению надежности утверждаются высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.";
7) статью 29 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. В целях реализации полномочий, предусмотренных абзацем третьим пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона:
Правительство Российской Федерации принимает решения, направленные на предотвращение возникновения дефицита электрической энергии, в том числе предусматривающие строительство объектов электроэнергетики, реализацию механизмов привлечения инвестиций и повышение надежности энергоснабжения;
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, формирует проекты указанных в абзаце втором настоящего пункта решений, в том числе в целях реализации требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, проводит анализ практики применения таких требований, а также анализ сведений об авариях и инцидентах в электроэнергетике.";
8) пункт 9 статьи 38 изложить в следующей редакции:
"9. В целях предотвращения нарушения снабжения электрической энергией ее потребителей по не зависящим от действий субъектов электроэнергетики причинам, в том числе по причинам, вызванным опасными природными явлениями или иными чрезвычайными ситуациями, а также в случае введения специальных режимов функционируют Правительственная комиссия по обеспечению безопасности электроснабжения (федеральный штаб) и коллегиальные органы субъектов Российской Федерации - штабы по обеспечению безопасности электроснабжения, которые принимают в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о применении мер, необходимых для предотвращения и (или) ликвидации последствий нарушения снабжения электрической энергией ее потребителей, порядке проведения аварийно-восстановительных работ на объектах электроэнергетики и об определении случаев (объемов) отклонений от параметров нормального функционирования электроэнергетических систем и иные решения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики.";
9) в статье 46.3:
а) в наименовании слова "в 2022 и 2023 годах" исключить;
б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Правительство Российской Федерации в случае введения специальных режимов вправе определить перечень субъектов Российской Федерации (частей территорий субъектов Российской Федерации), в отношении которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности применения положений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике и период их применения, а именно: особенности ценообразования в сфере электроэнергетики, особенности исполнения требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок и обеспечению качества электрической энергии, особенности функционирования оптового и розничных рынков, особенности начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на оптовом и розничных рынках, особенности организации и проведения отбора мощности на конкурсной основе и иных конкурентных процедур, по результатам которых заключаются договоры купли-продажи, договоры поставки электрической энергии и (или) мощности, особенности исполнения указанных договоров, в том числе предусматривающие изменение дат начала и (или) окончания поставки электрической энергии и (или) мощности, особенности оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям, особенности заключения и исполнения необходимых для этого договоров, особенности технологического функционирования электроэнергетических систем и (или) входящих в их состав объектов электроэнергетики, особенности согласования, утверждения и реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, особенности раскрытия (предоставления) информации в сфере электроэнергетики, особенности осуществления государственного контроля (надзора) и выдачи (получения) разрешений в сфере электроэнергетики, оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, расследования причин аварий и инцидентов в электроэнергетике, особенности оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, особенности введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, особенности вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электроэнергетики.".
 

Статья 3

 
Статью 46 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381) дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. В случаях возникновения дефицита электрической энергии и (или) мощности, возникновения или угрозы возникновения аварийных электроэнергетических режимов работы электроэнергетической системы для предотвращения применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) функционирование отдельных гидроузлов или водохранилищ при использовании водных объектов для целей производства электрической энергии осуществляется в режимах (в том числе в режиме сработки и наполнения водохранилищ с отклонением от расхода воды, предусмотренного правилами использования водохранилищ, и от уровней воды, предусмотренных правилами использования водохранилищ), устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с пунктом 13 статьи 24 настоящего Кодекса на основании предложений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.".
 

Статья 4

 
Внести в статью 29.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2022, N 18, ст. 3013) следующие изменения:
1) в наименовании слова "в 2022 и 2023 годах" исключить;
2) дополнить частью 4 следующего содержания:
"4. Правительство Российской Федерации в случае объявления мобилизации, введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения, введения правового режима контртеррористической операции, установления федерального уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и в военное время вправе определить перечень субъектов Российской Федерации (частей территорий субъектов Российской Федерации), в отношении которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности применения положений законодательства Российской Федерации о теплоснабжении и период их применения, а именно: особенности ценообразования в сфере теплоснабжения, особенности начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам теплоснабжения, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договорам на подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения, особенности заключения и исполнения указанных договоров, особенности разработки, согласования, утверждения и выполнения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, особенности организации теплоснабжения, в том числе разработки и утверждения схем теплоснабжения, особенности вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей, особенности подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, особенности обеспечения готовности к отопительному периоду и проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду, особенности осуществления государственного контроля (надзора) и выдачи (получения) разрешений в сфере теплоснабжения, расследования причин аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения.".
 

Статья 5

 
Внести в статью 42.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7358; 2022, N 18, ст. 3013; N 52, ст. 9349) следующие изменения:
1) в наименовании слова "в 2022 и 2023 годах" исключить;
2) дополнить частью 4 следующего содержания:
"4. Правительство Российской Федерации в случае объявления мобилизации, введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения, введения правового режима контртеррористической операции, установления федерального уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и в военное время вправе определить перечень субъектов Российской Федерации (частей территорий субъектов Российской Федерации), в отношении которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности применения положений законодательства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения и период их применения, а именно: особенности ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, особенности начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения, договорам водоотведения, договорам по транспортировке воды, договорам по транспортировке сточных вод, договорам о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, особенности заключения и исполнения указанных договоров, особенности согласования, утверждения и реализации инвестиционных и производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, особенности применения правил горячего водоснабжения, правил холодного водоснабжения и водоотведения, особенности разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, особенности вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, особенности подключения (технологического присоединения) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, особенности исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов.".
 

Статья 6

 
Федеральный закон от 14 марта 2022 года № 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 12, ст. 1785) дополнить статьей 9.2 следующего содержания:
 
"Статья 9.2
 
Правительство Российской Федерации в случае объявления мобилизации, введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения, введения правового режима контртеррористической операции, установления федерального уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и в военное время вправе определить перечень субъектов Российской Федерации (частей территорий субъектов Российской Федерации), в отношении которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности применения положений жилищного законодательства Российской Федерации и период их применения, а именно: особенности предоставления коммунальных услуг, поставки коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, особенности управления многоквартирными домами, организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, особенности начисления и уплаты пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, особенности исполнения обязательств по договорам технического обслуживания, ремонта, установки и замены внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.".
 

Статья 7

 
В части 2 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2022 года № 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 18, ст. 3013) слова "статьи 46.3" заменить словами "пунктов 1 - 3 статьи 46.3", слова "статьи 29.1" заменить словами "частей 1 - 3 статьи 29.1", слова "статьи 42.1" заменить словами "частей 1 - 3 статьи 42.1".
 

Статья 8

 
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2026 года, за исключением статьи 2 настоящего Федерального закона.
2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 февраля 2026 года.
3. Действие положений статьи 34.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункта 4 статьи 46.3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", части 4 статьи 29.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", части 4 статьи 42.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьи 9.2 Федерального закона от 14 марта 2022 года № 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не ранее даты объявления мобилизации, введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения, введения правового режима контртеррористической операции, установления федерального уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера либо объявления состояния войны или фактического начала военных действий (далее - специальный режим). Правительство Российской Федерации при реализации полномочий, предусмотренных указанными в настоящей части положениями законодательных актов Российской Федерации, вправе распространить действие утверждаемых им актов на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (в том числе на обязательства, срок исполнения которых наступил), но не ранее даты принятия решения о введении специального режима.
4. В период действия специальных режимов нормативные правовые акты Российской Федерации, принятие которых предусмотрено в целях реализации изменений, внесенных настоящим Федеральным законом, вступают в силу в сроки, установленные данными нормативными правовыми актами.
 
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
27 октября 2025 года
№ 391-ФЗ
___________

Copyright © ЖКХпортал.рф 2013-2019

Copyright © ЖКХпортал.рф 2013-2025
Мастер
Назад к содержимому