VIII. Заключительные положения
VIII. Заключительные положения. Этапы и ожидаемые
результаты реализации Стратегии.
Механизм актуализации
Стратегии
Реализация настоящей Стратегии предусматривает 2 этапа:
первый этап - 2018 - 2021 годы;второй этап - 2022 - 2030 годы.
На первом этапе планируется реализация
следующих мер:
корректировка нормативной правовой, нормативно-технической и методической базы в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов, использования вторичных ресурсов;создание эффективной комплексной системы управления и регулирования в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов;разработка комплексной территориальной схемы развития и размещения объектов промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов в Российской Федерации;приведение видов деятельности и услуг в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, иными стандартами, нормами, классификаторами в соответствии с законодательством Российской Федерации;разработка новых образовательных и профессиональных стандартов для руководителей, специалистов и работников производств по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов;создание необходимого технологического и производственного задела, обеспечение своевременного финансирования мероприятий;максимальное задействование существующих мощностей по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов;подготовка и осуществление мер экономического стимулирования в целях привлечения инвестиций, направленных на развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, а также по переработке вторичных ресурсов;формирование механизмов стимулирования хозяйствующих субъектов к уменьшению количества образования отходов, увеличению объемов их утилизации и обезвреживания;отработка эффективного межведомственного, межотраслевого и вертикального взаимодействия органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления по реализации настоящей Стратегии;внесение изменений в документы территориального планирования, градостроительства, кадастрового учета, в планы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, территориальные схемы и региональные программы обращения с отходами в связи с реализацией мероприятий настоящей Стратегии;реализация мер содействия отечественным машиностроительным предприятиям, выпускающим оборудование для обработки, утилизации и обезвреживания отходов с дальнейшим выпуском оборудования по переработке вторичных ресурсов;создание центра по сертификации оборудования;проведение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих разработку и создание наилучших доступных технологий для отраслевых предприятий на долгосрочную перспективу и адаптацию зарубежных технологий под отечественное оборудование;создание межведомственной интегрированной информационной системы технологий и оборудования по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов и утилизации вторичных ресурсов;организация учета предприятий отрасли с корреляцией с действующими и разрабатываемыми информационными системами, затрагивающими вопросы формирования отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов;максимальное задействование российского и международного опыта по управлению отходами и вторичными ресурсами, эффективное использование мирового опыта построения экономики замкнутого цикла;реализация пилотных проектов по созданию и развитию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, многофункциональных комплексов по промышленному обезвреживанию отходов, многофункциональных сортировочных комплексов, а также экотехнопарков в субъектах Российской Федерации;диверсификация и загрузка имеющихся и создание новых отечественных машиностроительных мощностей по производству оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов;создание инжиниринговых компаний в данной сфере деятельности.
На втором этапе предполагается:
поэтапное создание, развитие и эффективное функционирование инфраструктуры отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов в субъектах Российской Федерации, позволяющие достичь установленных целевых показателей настоящей Стратегии;создание и эффективное функционирование российской научно-технологической и промышленной инфраструктуры, обеспечивающей выпуск обладающих высоким экспортным потенциалом, конкурентоспособных, высокотехнологичных типов оборудования, техники, машин и механизмов для обработки, утилизации и обезвреживания отходов и производства продукции из вторичного сырья.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Настоящая Стратегия предопределяет необходимые условия для
обеспечения экологической безопасности территорий регионов, ресурсосбережения и
уменьшения объемов образования отходов, изменения структуры и системы обращения
с отходами в пользу утилизации и обезвреживания (вместо захоронения отходов),
предотвращения вреда окружающей среде в результате ее загрязнения отходами,
повышения уровня экологической, технической и санитарно-гигиенической
безопасности технологий обработки, утилизации и обезвреживания отходов.
Будут созданы условия для устойчивого
научно-технического развития отрасли, направленного на разработку и внедрение
эффективных технологий и оборудования на предприятиях, осуществляющих
деятельность по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.
Комплекс мер государственной поддержки,
включающий экономические и иные механизмы стимулирования, позволит реализовать
замещение на рынке поставляемых по импорту техники, машин и оборудования для
обработки, утилизации и обезвреживания отходов на отечественные аналоги.
В целях достижения доступности, технологичности
и эффективности отрасли большинство предусмотренных механизмов реализации
настоящей Стратегии обеспечивают решение поставленных задач исключительно на
конкурентной основе, что будет способствовать развитию внутриотраслевой
конкуренции и недопущению монополизации рынков производства оборудования и
услуг по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.
Решение задачи развития и совершенствования
отечественной технологической базы по обработке, утилизации и обезвреживанию
отходов приведет к росту конкурентоспособности соответствующих отечественных
технологий и оборудования, повышению уровня лояльности к ним со стороны
потребителей, что создаст предпосылки для импортозамещения.
Функционирование промышленной
инфраструктуры обеспечит максимально возможное вовлечение ценных вторичных
ресурсов из утилизируемых отходов в хозяйственный оборот, выпуск востребованной
на рынке новой конкурентоспособной, качественной и экологичной продукции из
вторичного сырья, увеличение ее доли в общем товарообороте, экономию природного
сырья из невозобновляемых источников.
Реализация мер, предусмотренных настоящей
Стратегией, даст возможность обеспечить привлечение необходимого и достаточного
объема инвестиций в отрасль промышленности по обработке, утилизации и
обезвреживанию отходов и окажет позитивное влияние на социально-экономические
показатели регионов, перспективное устойчивое развитие Российской Федерации.
Важнейшими результатами реализации
настоящей Стратегии станут создание и развитие отрасли по обработке, утилизации
и обезвреживанию отходов, обеспечивающей максимальное вовлечение отходов в
хозяйственный оборот, а также современной отечественной технологической и
машиностроительной базы, позволяющей выпускать конкурентоспособные технику,
машины и оборудование для обработки, утилизации и обезвреживания отходов,
обладающие экспортным потенциалом.
Актуализация Стратегии
Важными аспектами при реализации настоящей Стратегии
являются ее динамичность, своевременная обоснованная корректировка и
актуализация, направленные на повышение ее эффективности, оптимальности и
результативности.
Необходимость актуализации или
корректировки настоящей Стратегии может быть вызвана следующими изменениями
внешних факторов, влияющих на состояние, уровень и темпы развития отрасли
промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов:
изменение федеральной государственной политики (в том числе принятие нормативных правовых актов) по отношению к стратегически важным направлениям развития отрасли;изменение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;изменение прогнозов развития смежных отраслей промышленности, оказывающих влияние на межотраслевое взаимодействие и основные целевые показатели развития отрасли, заложенные в настоящей Стратегии;изменение конъюнктуры и других основных внешних экономических факторов на рынках промышленной специализации отрасли (существенные колебания цен на мировых и внутреннем рынках, в том числе на энергоносители, перераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения, появление новых перспективных рынков сбыта продукции из вторичного сырья и отходов, появление новых крупных международных игроков, усиление внешней конкуренции);изменение экологических факторов, определяющих уровень экологической безопасности Российской Федерации (глобальное изменение климата, дефицит природных ресурсов, возникновение чрезвычайных природных и (или) техногенных ситуаций, требующих адаптации экономики);изменение объемов финансирования мероприятий в рамках настоящей Стратегии, в том числе за счет появления новых государственных программ Российской Федерации.