О главном.
1. Закон № 44-ФЗ применяется региональным оператором только в части проведения закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций самого регионального оператора, а привлечение региональными операторами подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме регламентируется нормами Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.2. В настоящее время региональный оператор устанавливает сроки оплаты оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из прогнозируемой собираемости взносов на капитальный ремонт, предоставляемой государственной поддержки и объемов финансовых обязательств по исполнению региональных программ капитального ремонта.3. Договоры по ускоренному проведению капитального ремонта допускают предоставление заказчику рассрочки (отсрочки) исполнения обязанности по оплате выполненных работ и (или) оказанных услуг до трех лет.4. Стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренная договором, должна укладываться в предельную стоимость таких услуг и (или) работ, определенную нормативным правовым актом субъекта РФ, которая может оплачиваться региональным оператором за счет фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.5. В обязательном порядке сведения об условиях оплаты выполненных работ (услуг) указываются в извещении о проведении электронного аукциона. Подрядная организация вправе не участвовать в аукционе в случае, если ее не устраивают условия договора в части сроков оплаты выполненных работ.
__________________
О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в этих целях
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 апреля 2021 г. № 13510-МЕ/06
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение и сообщает следующее.
В соответствии с частью 1.1. статьи 180
Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс)
закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения
функций регионального оператора осуществляются в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615 "О порядке
привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения
работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и
порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения
функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей
деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального
ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Порядок,
постановление № 615).
Постановление № 615 предусматривает проведение региональным оператором закупок
товаров, работ, услуг для выполнения своих функций с использованием
способов, установленных законодательством о контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а
для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту
общего имущества в многоквартирных домах устанавливает отдельный порядок
привлечения подрядных организаций путем проведения закупок через
электронные аукционы.
Таким образом, Федеральный закон
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) применяется региональным оператором только
в части проведения закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения
функций самого регионального оператора, а привлечение региональными
операторами подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения
работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме
регламентируется нормами постановления № 615.
В
настоящее время региональный оператор устанавливает сроки оплаты
оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего
имущества в многоквартирных домах исходя из прогнозируемой собираемости
взносов на капитальный ремонт, предоставляемой государственной
поддержки и объемов финансовых обязательств по исполнению региональных
программ капитального ремонта.
Договоры
по ускоренному проведению капитального ремонта допускают предоставление
заказчику рассрочки (отсрочки) исполнения обязанности по оплате
выполненных работ и (или) оказанных услуг до трех лет. Кроме того,
стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества в
многоквартирных домах, предусмотренная договором, должна укладываться в
предельную стоимость таких услуг и (или) работ, определенную нормативным
правовым актом субъекта Российской Федерации, которая может
оплачиваться региональным оператором за счет фонда капитального ремонта,
сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный
ремонт.
В
обязательном порядке сведения об условиях оплаты выполненных работ
(услуг) указываются в извещении о проведении электронного аукциона.
Следовательно, подрядная организация вправе не участвовать в аукционе в
случае, если ее не устраивают условия договора в части сроков оплаты
выполненных работ.
Стоит
отметить, что на регионального оператора возложена обязанность по
обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в
многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд
капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в
сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального
ремонта.
Деятельность
регионального оператора, порядок привлечения к выполнению работ,
перечень обязанностей, ответственность за выполненные работы
регулируются Жилищным кодексом,
согласно которому региональный оператор несет ответственность перед
собственниками помещений в многоквартирном доме за последствия
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению
капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными
региональным оператором (статья 182
Жилищного кодекса), одновременно с этим субъект Российской Федерации
несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками
помещений в многоквартирных домах (часть 6 статьи 178 Жилищного кодекса).
В
условиях ограниченности финансовых ресурсов на реализацию региональной
программы капитального ремонта Минстроем России не планируется внесение
изменений в Порядок
в части установления сроков оплаты региональным оператором оказанных
услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества
в многоквартирных домах относительно даты подписания документов,
подтверждающих исполнение договоров.
Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2
Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются
нормативными правовыми актами.
В
этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его
структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения
нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на
установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них
разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных
государственных предписаний постоянного или временного характера.
М.Б.ЕГОРОВ
__________