9. Контроль за работой регионального оператора
в части
организации проведения им капитального ремонта
общего имущества
в многоквартирных домах, а также в части
финансового
контроля деятельности, обеспечение
публичности результатов
такого контроля
9.1. При установлении нормативным правовым актом субъекта
Российской Федерации порядка контроля за работой регионального оператора в
части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в
многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности
регионального оператора и определении исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять контроль за
соответствием деятельности регионального оператора требованиям жилищного
законодательства Российской Федерации, субъектам Российской Федерации
рекомендуется учитывать, что в соответствии с:
частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за соблюдением региональным оператором обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, относится к государственному жилищному надзору, осуществляемому органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 493;частью 3 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации финансовый контроль за использованием региональным оператором средств регионального бюджета, бюджетов муниципальных образований осуществляют органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации и органы муниципального финансового контроля муниципальных образований, Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;пунктом 1 части 2 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;пунктом 8 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за целевым расходованием региональным оператором денежных средств, сформированных за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах, уплачиваемых на счет (счета) регионального оператора, и обеспечением сохранности этих средств осуществляется в соответствии с порядком осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определяющим также порядок осуществления контроля за целевым расходованием и обеспечением сохранности средств на специальных счетах.
9.2. В целях усиления контроля за
соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям
субъектам Российской Федерации рекомендуется возложить контроль за работой
регионального оператора в части организации им капитального ремонта общего
имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля
деятельности регионального оператора, на орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, ответственный за реализацию региональной программы
капитального ремонта (далее - уполномоченный орган).
9.3. Субъектам Российской Федерации при
установлении нормативным правовым актом порядка контроля деятельности
регионального оператора рекомендуется определить:
полномочия уполномоченного органа по контролю за работой регионального оператора в части организации им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, финансового контроля деятельности регионального оператора;порядок координации действий уполномоченного органа и иных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении ими проверок деятельности регионального оператора;порядок информационного обмена между уполномоченным органом и иными исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
9.4. Рекомендуется предусмотреть, что
уполномоченный орган осуществляет контроль за работой регионального оператора в
части:
выполнения региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов, фонды капитального ремонта которых формируются на счете (счетах) регионального оператора, в соответствии с перечнем услуг и (или) работ по капитальному ремонту и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, краткосрочным планом ее реализации;полноты и своевременности осуществления региональным оператором действий, обеспечивающих реализацию региональной программы капитального ремонта;соответствия указанных действий регионального оператора требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;соблюдения установленных жилищным законодательством Российской Федерации требований к размеру предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт;соблюдения установленных жилищным законодательством Российской Федерации требований к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора в отношении объема средств, расходуемых региональным оператором на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, из средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде;соблюдения установленных жилищным законодательством Российской Федерации требований к порядку и условиям размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора;соблюдения установленных жилищным законодательством Российской Федерации требований к порядку и срокам перечисления денежных средств в размере фонда капитального ремонта на специальный счет;соблюдения установленных жилищным законодательством Российской Федерации требований к своевременности и полноте расчетов регионального оператора по договорам на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
9.5. В целях обеспечения осуществления
уполномоченным органом контроля за работой регионального оператора в части
организации проведения им капитального ремонта общего имущества в
многоквартирных домах, финансового контроля деятельности регионального
оператора рекомендуется установить ежеквартальное предоставление региональным
оператором отчетов в электронном виде, установив уполномоченным органом сроки и
форму их предоставления.
9.6. Плановые и внеплановые проверки
деятельности регионального оператора рекомендуется осуществлять в соответствии
со статьями 9 и 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
9.7. Порядок проведения проверки
регионального оператора органами государственного жилищного надзора
рекомендуется осуществлять в соответствии с частью 4.3 статьи 20 Жилищного
кодекса Российской Федерации.
9.8. По результатам проверки рекомендуется
оформлять письменный акт проверки, содержащий перечень вопросов, ставших
предметом проверки, выявленных нарушений, предложений о мерах, которые должны
быть приняты в целях устранения и предотвращения нарушений, в том числе в части
привлечения к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.
9.9. Позицию регионального оператора по
акту проверки рекомендуется направлять в уполномоченный орган в сроки,
определенные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым
в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской
Федерации.
9.10. В целях обеспечения публичности
результатов контроля деятельности регионального оператора субъектам Российской
Федерации рекомендуется установить нормативным правовым актом субъекта
Российской Федерации требования к составлению и опубликованию на официальном
сайте уполномоченного органа в сети Интернет годового отчета о результатах
контроля за соответствием деятельности регионального оператора требованиям
жилищного законодательства Российской Федерации в части организации проведения
им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и финансового
контроля деятельности регионального оператора в пределах предоставленных
уполномоченному органу полномочий.
9.11. В целях обеспечения публичности
деятельности регионального оператора, а также выполнения требований,
предусмотренных частью 4 статьи 187 Жилищного кодекса Российской Федерации,
рекомендуется установить нормативным правовым актом субъекта Российской
Федерации дополнительные требования о раскрытии информации о деятельности
регионального оператора, в том числе о размещении на официальном сайте
регионального оператора и обеспечении открытого доступа любому
заинтересованному лицу к:
любого рода отчетам, подготавливаемым региональным оператором в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, регулирующими вопросы проведения капитального ремонта многоквартирных домов;информации о решениях, принимаемых попечительским советом и правлением;информации о результатах проверок деятельности регионального оператора.
9.12. Субъектам Российской Федерации в
целях обеспечения соответствия деятельности региональных операторов требованиям
жилищного законодательства Российской Федерации рекомендуется:
при утверждении сметы расходов на содержание регионального оператора и оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора учитывать необходимость формирования в штатном расписании регионального оператора подразделения по обеспечению внутреннего контроля;обеспечить создание и внедрение региональными операторами системы внутреннего контроля;установить периодичность рассмотрения отчетов по внутреннему контролю на заседаниях попечительского совета регионального оператора не реже одного раза в год.
9.13. Субъектам Российской Федерации
рекомендуется установить периодичность рассмотрения отчетов о деятельности
регионального оператора на заседаниях высших исполнительных и законодательных
(представительных) органов власти субъекта Российской Федерации не реже одного
раза в год. При рассмотрении соответствующих отчетов рекомендуется обеспечить
участие представителей уполномоченного органа, других государственных органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих контроль за
деятельностью регионального оператора и проводивших за отчетный период
соответствующие проверки, а также представителей общественных объединений, иных
некоммерческих организаций, осуществляющих общественный жилищный контроль.
_________________________________