О главном.
В случаях наличия прямых договоров, заключенных между ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с ТКО и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по основаниям, предусмотренным статьей 157.2 ЖК РФ, а также при наличии прямых договоров, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (независимо от оснований их заключения), ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с ТКО могут отказать в заключении договора ресурсоснабжения, договора по обращению с ТКО вновь выбранной управляющей организацией, созданному товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу.
____________
Об обращении с твердыми коммунальными отходами
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 мая 2021 г. № 20889-ОЛ/16
Департамент
развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел
обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Основания
и порядок заключения между ресурсоснабжающими организациями,
региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами
и собственниками помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих
положения о предоставлении коммунальных услуг, договоров на оказание
услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также -
прямые договоры), определены статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статьей 3 Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации".
Так, в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации прямые договоры заключаются в случаях, предусмотренных частями 1 и 9 указанной статьи.
Согласно части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации прямые договоры заключаются в следующих случаях:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации;2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации;3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Кроме того, частью 9 статьи 157.2
Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае
непосредственного управления многоквартирным домом собственниками
помещений в многоквартирном доме, в случае, если собственниками
помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом
или выбранный способ управления не реализован, в случае отсутствия
договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с
твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), заключенных между
ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с
ТКО и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом,
коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающей организацией,
региональным оператором по обращению с ТКО в соответствии с договором,
содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на
оказание услуг по обращению с ТКО.
Частью 3 статьи 3
Федерального закона от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ "О внесении изменений в
Жилищный кодекс Российской Федерации" установлено, что при наличии
договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения,
электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в
баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого
топлива при наличии печного отопления), договоров на оказание услуг по
обращению с ТКО, заключенных до дня вступления в силу указанного
Федерального закона
между собственниками помещений в многоквартирном доме и
ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с
ТКО, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный
кооператив или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный
потребительский кооператив обеспечивают постоянную готовность
инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего
имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к
предоставлению коммунальных услуг.
Таким
образом, законодательством предусмотрен перечень самостоятельных
случаев заключения прямых договоров (три из которых установлены частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, один установлен частью 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации и один частью 3 статьи 3 Федерального закона от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации").
Как следует из части 8 статьи 157.2
Жилищного кодекса Российской Федерации, ресурсоснабжающая организация,
региональный оператор по обращению с ТКО вправе отказаться от заключения
договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с
твердыми коммунальными отходами с лицом, осуществляющим управление
многоквартирным домом, в случае заключения договоров, предусмотренных частью 1 данной статьи. При наличии прямых договоров, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона
от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс
Российской Федерации", ресурсоснабжающая организация, региональный
оператор по обращению с ТКО также вправе отказаться от заключения
договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с ТКО
с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, на основании части 8 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации").
Жилищный кодекс
Российской Федерации не содержит положений, устанавливающих порядок
расторжения ранее заключенных прямых договоров, в том числе на основании
решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В частности, к компетенции общего собрания собственников помещений в
многоквартирном доме не отнесено принятие решения о расторжении прямых
договоров (ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 157.2
Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о
предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по
обращению с ТКО между собственником помещения в многоквартирном доме и
ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с
ТКО заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми
договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Заключение договора в письменной форме не требуется.
Пунктом 13
Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или
товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным
специализированным потребительским кооперативом договоров с
ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, предусмотрены
основания для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения
договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом
собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным
специализированным потребительским кооперативом (далее - управляющая
организация).
Так,
одним из оснований отказа ресурсоснабжающей организации от заключения
договора ресурсоснабжения с управляющей организацией является наличие
договоров холодного водоснабжения, горячего водоснабжения,
водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки
бытового газа в баллонах), теплоснабжения, заключенных собственниками
жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей
ресурсоснабжающей организацией в случаях, предусмотренных подп. "г" - "ж" п. 17
Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О
предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила № 354), т.е. наличие заключенных прямых договоров между собственниками
помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающей организацией.
Кроме
того, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным
законодательством Российской Федерации порядке для управления
многоквартирным домом, в силу требований пункта 14
Правил № 354, приступает к предоставлению коммунальных услуг
потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев,
предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17
Правил № 354, с даты, указанной в решении общего собрания собственников
помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с
даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с
управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по
итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки
коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса,
заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
При этом подпунктом "г" пункта 17
Правил №354 установлен случай предоставления коммунальных услуг
ресурсоснабжающей организацией собственникам и пользователям помещений в
многоквартирном доме в случае наличия заключенных с ними договоров,
предусмотренных частью 3 статьи 3
Федерального закона от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ "О внесении изменений в
Жилищный кодекс Российской Федерации", - со дня их заключения.
Указанные
выше нормативные акты не допускают возможность отказа от прямых
договоров вне зависимости от оснований (случаев) их возникновения.
В
частности, если прямые договоры возникли на основании отказа
ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения с
исполнителем коммунальных услуг, то смена лица, управляющего имуществом в
многоквартирном доме, не влечет обязанность ресурсоснабжающей
организации заключить договор ресурсоснабжения с новым исполнителем. В
этом случае ресурсоснабжающая организация обязана заключить договор с
лицом, управляющим имуществом в многоквартирном доме, только в целях
содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный вывод
прямо следует и из абзаца 6 пункта 13 Правил № 124.
Таким образом, буквальное толкование вышеизложенных положений, включая часть 2 статьи 157.2
Жилищного кодекса Российской Федерации, говорит о том, что расторжение
договора с одной управляющей организацией и переход собственников жилых
помещений в многоквартирном доме на прямые договоры с ресурсоснабжающей
организацией препятствует возможности последующего заключения договоров
на предоставление коммунальных услуг между собственниками и новым лицом,
управляющим имуществом в многоквартирном доме. Иное нарушает баланс
прав и интересов потребителей коммунального ресурса, добросовестно
исполняющих свою обязанность по внесению платы, и ресурсоснабжающей
организации, добросовестно исполняющей свои обязанности по поставке
коммунального ресурса, заключившей с потребителями прямые договоры и
имеющей право на оплату поставленного ресурса.
На
основании изложенного, в случаях наличия прямых договоров, заключенных
между ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по
обращению с ТКО и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме
по основаниям, предусмотренным статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также при наличии прямых договоров, заключенных до вступления в силу Федерального закона
от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс
Российской Федерации" (независимо от оснований их заключения),
ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с ТКО
могут отказать в заключении договора ресурсоснабжения, договора по
обращению с ТКО вновь выбранной управляющей организацией, созданному
товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или
жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному
потребительскому кооперативу.
Обращаем Ваше внимание, что согласно пункту 2
Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются
нормативными правовыми актами.
Таким
образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в
которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не
содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены
на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в
них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных
государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
О.А.ЛЕЩЕНКО
_____________