Герб

Документы жилищно-коммунального хозяйства РФ

Перейти к контенту


О заключении, расторжении или изменении договора ресурсоснабжающей организацией с собственниками МКД
               
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
ПИСЬМО
от 21 февраля 2025 г. № 9752-ДН/04

Департамент развития жилищно-коммунального  хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства  Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах компетенции  сообщает следующее.

Часть 1 статьи 157.2  Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает,  что при управлении многоквартирным домом (далее - МКД) управляющей  организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным  кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом  коммунальные услуги собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых  помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых  помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном  доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным  оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии  с заключенными с каждым собственником помещения в МКД, действующим от  своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении  коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми  коммунальными отходами (далее - прямой договор).

Приведенным положением ЖК РФ также устанавливаются случаи, при которых предусмотрено заключение прямых договоров.
В силу пункта 4.4 части 2 статьи 44  ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД  относится принятие решения о заключении собственниками помещений в МКД  прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, региональным  оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и об  определении даты заключения соответствующих договоров.

Согласно части 7.1 статьи 157.2  ЖК РФ изменение и (или) расторжение прямых договоров, заключенных с  ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с  твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке,  предусмотренном гражданским законодательством, если иное не установлено ЖК РФ. Изменение и (или) расторжение прямого договора возможно при получении согласия всех собственников помещений в данном МКД.

Отмечается, что сторонами прямого договора являются собственники помещений в МКД и ресурсоснабжающая организация.
При этом лицо, осуществляющее управление МКД,  не является стороной прямого договора и не вправе принимать решения о  заключении или расторжении такого договора.

В соответствии с частью 1 статьи 450  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и  расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не  предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

Часть 2 статьи 450 ГК РФ устанавливает, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
- при существенном нарушении договора другой стороной;
- в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Согласно части 1 статьи 452  ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в  той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов,  договора или обычаев не вытекает иное.

Учитывая изложенное, прямой договор может быть  расторгнут по соглашению сторон, одной из которых являются собственники  помещений в МКД, второй - ресурсоснабжающая организация. При этом в силу  части 7.1 статьи 157.2 ЖК РФ расторжение прямого договора возможно при получении согласия всех собственников помещений в данном МКД.

Часть 2 статьи 452  ГК РФ устанавливает, что требование об изменении или о расторжении  договора может быть заявлено стороной в суд только после получения  отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор  либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или  установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в  тридцатидневный срок.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2  Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов  исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. №1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются  нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его  структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения  нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией  Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену  правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться  в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или  временного характера.

 
Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
Д.Ю.НИФОНТОВ
____________

Назад к содержимому