О главном.
Положения Постановления Правительства РФ от 9 августа 2022 г. №1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, не распространяются на контракты, предметом которых является благоустройство.
________
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 ноября 2022 г. № 59499-АВ/09
(О разъяснении положений Приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр в отношении контрактов на выполнение работ по благоустройству
территорий).
Департамент ценообразования и ресурсного
обеспечения строительства Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее -
Департамент) рассмотрел обращение о разъяснении положений приказа
Минстроя России от 23 декабря 2019 г. № 841/пр "Об утверждении порядка
определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта,
заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем),
начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в
сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального
планирования) и методики составления сметы контракта, предметом которого
являются строительство, реконструкция объектов капитального
строительства" и в рамках своей компетенции сообщает, что согласно пункту 14.5
Регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 107/пр (далее -
Министерство) разъяснение законодательства Российской Федерации,
практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий
осуществляются Министерством по обращениям граждан и организаций в
случаях, если на него возложена соответствующая обязанность или если это
необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина
или организации.
Кроме того, в Министерстве, если
законодательством Российской Федерации не установлено иное, не
рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы
договоров, а также учредительных и иных документов организаций.
Вместе с тем по существу поставленного вопроса сообщаем, что постановлением
Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. №1315 "О
внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(далее - Постановление № 1315) в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112
Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд" установлена возможность изменения существенных условий контракта,
предметом которого является выполнение работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального
строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного
наследия в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на
строительные ресурсы при соблюдении требований, установленных постановлением № 1315.
Порядок внесения изменений в смету контракта на основании Постановления №1315 определен пунктами 14, 14.1 - 14.6
Методики составления сметы контракта, предметом которого являются
строительство, реконструкция объектов капитального строительства,
утвержденной приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. № 841/пр
(далее - методика № 841/пр).
Для контрактов, цена которых превышает 30 млн рублей, в соответствии с подпунктом "в" пункта 14.2
Методики № 841/пр по соглашению сторон при расчете цены работ по новой
(откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта
может дополнительно учитываться увеличение цены работ, выполненных и
принятых заказчиком в 2021 и 2022 годах до даты представления расчета.
При этом следует учитывать, что на основании части 10 статьи 1
Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)
объектом капитального строительства является здание, строение,
сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением
некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного
участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно части 36 статьи 1
ГрК РФ благоустройство территории - деятельность по реализации
комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства
территории муниципального образования, направленная на обеспечение и
повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и
улучшению санитарного и эстетического состояния территории
муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и
расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий
общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений,
прилегающих территорий.
В соответствии со статьей 2
Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" под
правилами благоустройства территории муниципального образования
понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе
законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации требования к благоустройству и элементам
благоустройства территории муниципального образования, перечень
мероприятий по благоустройству территории муниципального образования,
порядок и периодичность их проведения.
Учитывая изложенное, благоустройство территории не относится к объектам капитального строительства.
Таким образом, положения Постановления №1315 и Методики № 841/пр не распространяются на контракты, предметом которых является благоустройство.
Вместе с тем сообщается, что в соответствии с пунктом 1
Положения о Федеральном казначействе, утвержденном постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2013 г. №703,
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
правоприменительные функции по осуществлению полномочий оператора
государственных информационных систем в сфере закупок, является
Федеральное казначейство.
В соответствии с пунктом 1
Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденном
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №329, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд, является Минфин
России.
В этой связи по вопросам корректировки
документов о приемке работ по благоустройству территорий в условиях,
когда документы о первоначальной приемке и оплате размещены в единой
информационной системе в сфере закупок, Департамент считает
целесообразным обратиться в Минфин России и Федеральное казначейство.
Также, обращаем внимание, что письма Минстроя
России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций
по вопросам применения законодательства о градостроительной
деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих
правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не направлены на
установление, изменение или отмену правовых норм, не являются
нормативными актами вне зависимости от того, дано ли разъяснения
конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не
подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами
подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009.
Следовательно, разъяснения Минстроя России, его
структурных подразделений и подведомственных ему организаций не
отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь
юридического значения и порождать правовые последствия для
неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения
законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют
руководствоваться нормами градостроительного законодательства в
понимании, отличающимся от трактовки, изложенной в письмах.
Директор Департамента ценообразования
и ресурсного обеспечения строительства
А.П.ВИЛКОВ
_________