О разъяснении методики разработки нормативов допустимых сбросов в водные объекты
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 апреля 2021 г. № 12-50/5037-ОГ
О РАЗЪЯСНЕНИИ
МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ
В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело обращение и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.
1. Нормативы допустимого воздействия (далее - НДВ) на водные объекты утверждаются Росводресурсами по согласованию с Росрыболовством, Росгидрометом, Роспотребнадзором, Росприроднадзором и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в соответствии с Порядком утверждения НДВ на водные объекты, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 (далее - Постановление N 881).
Приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118 утверждена Методика
разработки нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) загрязняющих
веществ в водные объекты для водопользователей (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 10 Методики информация об утвержденных в соответствии с пунктом 1
Постановления № 881 НДВ на водные объекты размещается на официальном
сайте Росводресурсов в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
2. При расчете НДС по веществам для водопользователей, расположенных в пределах водохозяйственного участка, необходимо соблюдение условия представленного в формуле (1) пункта 19 Методики.
По
вопросу наличия в федеральных органах исполнительной власти и органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходных данных для
соблюдения условий формулы (1) Методики отмечаем следующее.
Информацией
о НДС, а также о технологических нормативах, утвержденных в составе
комплексных экологических разрешений для объектов I категории,
оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и
относящихся к областям применения наилучших доступных технологий,
располагает Росприроднадзор в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 143 "Об утверждении
Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических
разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных
экологических разрешений и внесения изменений в них" (далее -
Постановление № 143).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 10
Постановления № 143 Росприроднадзор направляет заявку на получение КЭР и
прилагаемые к ней материалы на согласование, также в территориальный
орган Федерального агентства водных ресурсов.
Пунктом 12
Постановления №143 установлено, что территориальный орган Федерального
агентства водных ресурсов рассматривает КЭР и прилагаемые к ней
материалы - в части непревышения НДС высокотоксичных веществ, веществ,
обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса
опасности), при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ над
установленными нормативами допустимого воздействия на водные объекты
при их наличии для соответствующих веществ на основании статистических
сведений об использовании воды в Российской Федерации.
В
части информации о НДС для объектов II категории, оказывающих умеренное
негативное воздействие на окружающую среду сообщаем, что в соответствии
со статьей 31.2
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
(далее - Закон № 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели,
осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II
категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду, с
подачей которой представляются также расчеты НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31.2
Закона № 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду
представляется в письменной форме или в форме электронного документа,
подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в
отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую
среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору,
в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган
исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В
отношении данных о расчетах НДС, указанных в программе
производственного экологического контроля (далее - ПЭК), разработанной в
соответствии с требованиями к содержанию программы ПЭК, утвержденными приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74 сообщаем, что согласно пункту 7 статьи 67
Закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны
представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации
федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти
соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о
результатах осуществления ПЭК в порядке и в сроки, которые определены
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2
Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах
осуществления производственного экологического контроля, утвержденного
приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, юридические лица и
индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I
категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих
федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет
в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления
деятельности.
Юридические
лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на
объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному
экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный
государственный экологический надзор, по месту осуществления
деятельности.
Кроме того, программа ПЭК содержит сведения также о массе сбросов загрязняющих веществ в водный объект.
При этом приказом Росстата от 27.12.2019 № 815 утверждена представленная Росводресурсами годовая форма
федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) "Сведения об
использовании воды", заполнение, сбор и обработка данных по которой
осуществляются Росводресурсами.
В
состав данных сведений также входит информация о массе фактического
сброса каждого загрязняющего вещества с объектов водопользователей.
Вместе
с тем Росприроднадзор располагает сведениями об утвержденных лимитах на
сбросы и временно разрешенных сбросах по выпускам сточных вод согласно
Административному регламенту
Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче
разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и
микроорганизмов в водные объекты, утвержденному приказом Минприроды
России от 09.01.2013 № 2.
Таким образом, исходной информацией, указанной в формуле (1) Методики, обладают соответствующие ведомства.
3. Согласно подпункту "в" пункта 10 Методики в случае, если водный объект - приемник сточных вод или его часть не является водным объектом рыбохозяйственного значения; исходная информация о нормативах качества, установленных на уровне значений показателей природных фоновых концентраций химических веществ в водном объекте, для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем в Минприроды России.
Согласно пункту 15
Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества
окружающей среды для химических и физических показателей состояния
окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 13.02.2019 №149 (далее - Положение), в случаях если
природные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных
водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и
характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного
объекта или его части, превышают значения гигиенических или
рыбохозяйственных нормативов, нормативы качества разрабатываются и
устанавливаются на уровне значений (в интервале допустимого отклонения
от значений) показателей природных фоновых концентраций химических
веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его
части.
В соответствии с пунктом 16 Положения нормативы качества вод поверхностных водных объектов, предусмотренные пунктом 15 Положения, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и устанавливаются Минприроды России.
Нормативы
предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) веществ с учетом
природных особенностей водных объектов рыбохозяйственного значения
(региональные нормативы) разрабатываются в соответствии с Методическими указаниями
по разработке нормативов качества воды водных объектов
рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов ПДК вредных веществ в
водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденными
приказом Росрыболовства от 04.08.2009 № 695.
Одновременно сообщаем, что приказом
Минсельхоза России от 13.12.2016 №552 утверждены нормативы качества
воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы
ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
4. Согласно подпункту "р" пункта 14 Методики расчет НДС должен содержать (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 Методики) данные о фактическом сбросе загрязняющих веществ (веществ и микроорганизмов для случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 219-ФЗ)) отдельно по каждому выпуску за предыдущие 7 лет (отдельно за каждый из семи лет) - в случае предоставления расчета НДС в заявке на получение комплексного экологического разрешения либо декларации о воздействии на окружающую среду или за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет) в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11
Методики если фактический сброс действующей
организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС
принимается расчетный НДС.
Заместитель директора
Департамента государственной
политики и регулирования
в сфере охраны окружающей среды
и экологической безопасности
О.Б.ЛАТОНОВА
_____________