Прокуратура РФ о контроле за переселением из аварийного жилья - жкхпортал.рф

Герб

Документы жилищно-коммунального хозяйства РФ

Перейти к контенту


ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ
от 1 сентября 2022 г. № 491/7

ОБ УСИЛЕНИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ ПЕРЕСЕЛЕНИИ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ


В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:
1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров, прокуроров городов, районов и иных административно-территориальных образований, приравненных к ним военных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур" в пределах установленной компетенции:
1.1. Активизировать прокурорский надзор за исполнением законов в сфере переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Осуществлять постоянный мониторинг состояния законности в указанной сфере, обеспечивая оперативное выявление нарушений прав граждан.
1.2. На системной основе анализировать деятельность поднадзорных органов в данной сфере, оценивая влияние комплекса проводимых ими мероприятий на достижение социально значимых результатов, в том числе на сокращение непригодного для проживания жилищного фонда.
Особое внимание уделять соблюдению органами государственной власти и органами местного самоуправления требований федерального законодательства при издании нормативных правовых актов, регулирующих указанную область правоотношений. Принимать меры по исключению из них коррупциогенных факторов.
Обеспечить принятие мер, в том числе правотворческого характера, направленных на устранение выявляемых пробелов и коллизий в законодательстве, регулирующем вопросы расселения аварийного жилищного фонда, эксплуатации ветхого и аварийного жилья. Способствовать совершенствованию института комплексного развития территорий.
1.3. Уделять повышенное внимание соблюдению бюджетного законодательства при реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления задач по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, предусмотренных федеральным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", в том числе при планировании ассигнований на соответствующие расходы в бюджете.
Проверять выполнение мероприятий государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, и других государственных программ в данной сфере, в том числе при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
При этом давать оценку целевому расходованию бюджетных средств, выполнению условий предоставления финансовой поддержки за счет федерального бюджета.
2. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров, прокуроров городов, районов и иных административно-территориальных образований, приравненных к ним военных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур" в пределах установленной компетенции:
2.1. Регулярно проверять полноту учета аварийного жилищного фонда при формировании и актуализации государственных и муниципальных программ по переселению граждан, их соответствие требованиям Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также исполнение данных программ и их этапов.
Посредством мер прокурорского реагирования добиваться защиты прав граждан, подлежащих переселению. Принципиально реагировать на случаи неразумного определения органами власти сроков переселения, их необоснованного переноса, пресекая факты отставания от установленных графиков.
В каждом случае неисполнения должностными лицами своих обязанностей, влекущего существенное нарушение прав граждан либо охраняемых законом интересов общества или государства, решать вопрос об инициировании уголовно-процессуальной оценки их действий (бездействия) на предмет наличия признаков халатности или иного уголовно наказуемого деяния.
2.2. Обеспечить регулярный сбор статистических данных и анализ их достоверности, в том числе информации, составляемой по форме федерального статистического наблюдения № 5-жилфонд "Сведения об аварийном жилищном фонде по состоянию на 31 декабря 20__ г.", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 31.07.2015 № 351, а также содержащейся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ".
Проверяя полноту выполнения государственных и муниципальных программ, давать оценку наличию оснований для учета в качестве расселенной жилой площади помещений граждан, не переселенных ввиду принятия наследства, неизвестности места пребывания, наличия судебных споров, связанных с выселением или изъятием жилого помещения у собственника, а также по иным причинам.
2.3. Реализуя надзорные функции, обеспечить определение органами власти способа расселения всех признанных непригодными для проживания домов.
2.4. Посредством мер прокурорского реагирования обеспечить устранение административных барьеров, препятствующих деятельности застройщиков, вовлеченных в процесс возведения нового жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе при издании нормативных правовых актов, положения которых нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательства либо создают угрозу их несоблюдения, а также при выдаче разрешений на строительство.
2.5. На постоянной основе анализировать причины признания жилищного фонда аварийным, определяя недостатки в организации мероприятий по поддержанию его в надлежащем состоянии, в том числе путем капитального ремонта.
2.6. Систематически оценивать соблюдение порядка рассмотрения заявлений собственников (нанимателей) о признании домов аварийными, информаций органов контроля о наличии признаков аварийности домов, законность принятых межведомственными комиссиями, органами местного самоуправления решений.
При этом обращать внимание на включение в состав названных комиссий представителей территориальных подразделений ведомств, указанных в пункте 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
2.7. При получении сведений об аварийности многоквартирных домов незамедлительно информировать об этом органы власти в целях организации процедуры признания их непригодными для проживания, обеспечивая контроль за вынесением по ее итогам обоснованного решения и его исполнением. Принимать меры в отношении работников уполномоченных структур, своевременно не организовавших указанный процесс.
Реагировать на все факты наличия угрозы жизни и здоровью граждан при их проживании в ветхом и аварийном фонде или его эксплуатации, добиваясь при этом его расселения во внеочередном порядке.
2.8. В каждом случае выявления нарушения прав лиц, проживающих в непригодном жилищном фонде, ставить перед органами власти вопрос о создании условий для их отселения, в том числе путем создания маневренного жилищного фонда.
2.9. Обращать внимание на соблюдение органами местного самоуправления установленного статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка изъятия аварийных жилых помещений у собственников и выплаты им компенсации или предоставления новых квартир, равнозначных ранее занимаемым. Проверять соблюдение порядка оценки жилых помещений, обоснованность выводов об их стоимости.
2.10. Проверять достаточность принятых органами местного самоуправления и органами военного управления мер к формированию и пополнению жилищного фонда, управлению им в соответствии с потребностями в переселении граждан, включая своевременность выявления пустующих, занимаемых гражданами при отсутствии законных оснований, используемых нанимателями с нарушением требований закона жилых помещений, их высвобождения, в том числе для предоставления нуждающимся лицам.
2.11. Периодически проверять полноту реализации органами власти полномочий по изъятию для муниципальных (государственных) нужд земельных участков, занятых аварийными домами.
2.12. Обеспечить качественный надзор за правомерностью расчета и взимания с граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Пресекать факты неправомерного включения в нее взносов на капитальный ремонт.
2.13. На регулярной основе давать оценку полноте осуществления государственного строительного надзора при возведении жилья для целей переселения граждан, а также при его реконструкции, в том числе за соблюдением этапов проведения работ, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов.
2.14. В целях повышения эффективности надзора и борьбы с преступными и коррупционными проявлениями при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья совершенствовать практику прокурорского надзора за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, используя ее результаты при планировании проверочных мероприятий.
Принципиально реагировать на факты несвоевременного принятия органами предварительного расследования мер к установлению и признанию потерпевшими лиц, права которых были ущемлены при реализации мероприятий по расселению аварийного жилья.
2.15. Исключить формальный подход к поддержанию исков (заявлений, административных исковых заявлений) в суде, а также к рассмотрению вопроса о предоставлении ответчику отсрочки исполнения решения суда о выполнении мероприятий по переселению граждан. Активно использовать полномочия по заявлению ходатайств о вынесении судом частных определений в адрес допустивших нарушения законодательства должностных лиц и организаций.
При обеспечении участия в рассмотрении судами дел о выселении граждан из помещений в жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, обращать внимание на соответствие предлагаемого для переселения жилья уровню благоустроенности, достигнутому в данном населенном пункте, а также на недопустимость ухудшения жилищных условий ответчика.
2.16. Проверяя полноту принятых органами Федеральной службы судебных приставов мер по принудительному исполнению всех категорий исполнительных документов по гражданским (арбитражным) делам в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обращать внимание на соблюдение процедур отсрочки или рассрочки судебных актов, индексации присужденных гражданам денежных компенсаций.
3. Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью, Главное уголовно-судебное управление, Главное гражданско-судебное управление, управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, Главную военную прокуратуру, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур" не реже одного раза в полугодие анализировать состояние законности и обобщать результаты надзорной деятельности на данном направлении.
Об итогах проводимой работы информировать в порядке, предусмотренном пунктом 9 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 № 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере".
4. Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства изучать поступившую информацию и использовать содержащиеся в ней сведения для подготовки аналитических материалов.
5. Настоящее указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ
__________

Назад к содержимому