О плате за коммунальные услуги по отоплению
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 ноября 2022 г. № 59913-ОЛ/04
Департамент развития жилищно-коммунального
хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах компетенции
сообщает следующее.
Согласно пункту 42(1)
Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354
(далее - Правила № 354), оплата коммунальной услуги по отоплению
осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода
либо равномерно в течение календарного года. Решение о выборе
(изменении) способа оплаты коммунальной услуги по отоплению принимается
органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При оплате в течение календарного года
выставляемый ежемесячно объем тепловой энергии определяется исходя из
среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в жилом
или нежилом помещении по показаниям индивидуального или общего
(квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий
год, а при отсутствии показаний прибора учета - исходя из норматива
потребления, с последующей корректировкой размера платы в I квартале,
следующего за расчетным годом по формулам 2(3), 2(4), 3, 3(1), 3(3) и 3(4), предусмотренным Приложением № 2 к Правилам № 354.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. В силу части 1 статьи 155
ЖК РФ на потребителя возложена обязанность по внесению платы за жилое
помещение и коммунальные услуги на основании платежного документа.
Состав информации, подлежащей включению в платежный документ, определен пунктом 69
Правил № 354, согласно которому в платежном документе должен
указываться размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных
услуг, определенный в соответствии с Правилами № 354. Сроки, способы и адрес доставки платежного документа определяются согласно подпункту "м" пункта 19 и пункту 67 Правил № 354.
В связи с этим размер платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе скорректированный в соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354, подлежит включению в платежный документ, направляемый собственнику помещения в порядке и сроки, предусмотренные Правилами № 354. Направление платежного документа в целях оплаты коммунальных
услуг иным лицам, не являющимся собственниками, пользователями
помещений, Правилами № 354 не предусмотрено.
С учетом вышеизложенного, в случае смены
собственника плата за коммунальную услугу по отоплению, в том числе
скорректированная согласно пункту 42(1)
Правил № 354, подлежит включению в платежный документ, выставляемый
лицу, являющемуся собственником помещения в момент формирования
начислений и проведения корректировки, как обязанному нести бремя
содержания данного помещения.
Кроме того, поскольку способ оплаты
коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года с
дальнейшей корректировкой предусмотрен федеральным законодательством и
устанавливается правовым актом субъекта Российской Федерации, то в
случае смены собственника помещения (жилого или нежилого) в
многоквартирном доме новый собственник (наниматель), вступающий в свои
права в течение расчетного года, либо после его окончания, но до
проведения ежегодной корректировки, осведомлен о принятом на территории
субъекта Российской Федерации порядке оплаты коммунальной услуги по
отоплению и, при необходимости, может учитывать данное обстоятельство
при осуществлении расчетов с предыдущим собственником.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2
Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются
нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его
структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения
нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией
Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену
правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться
в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или
временного характера.
Директор Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
О.А.ЛЕЩЕНКО
____________