Методические рекомендации о порядке подготовки к отопительному периоду объектов жилищно-коммунального хозяйства
1. Общие положения.
Настоящие методические рекомендации (далее – Рекомендации) разработаны в помощь органам местного самоуправления, организациям жилищно-коммунального хозяйства при решении вопросов подготовки к отопительному периоду объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и коммунальной энергетики.
При составлении Рекомендаций учтены требования действующих нормативных правовых актов в сфере эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства и оказания жилищно-коммунальных услуг населению, использованы успешно апробированные в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации (далее Региона) методические разработки по подготовке к отопительному периоду объектов жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящих Рекомендациях используются следующие основные понятия:
жилищный фонд – совокупность жилых помещений, включая жилые дома, специализированные жилые дома, жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания;жилищные услуги – услуги по предоставлению в пользование жилого помещения, содержанию и ремонту жилого помещения, капитальному ремонту, сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов;коммунальные объекты – электростанции, трансформаторные подстанции, установки водоснабжения и водоотведения, котельные установки; устройства для топливоподачи и другие объекты, предназначенные для обеспечения потребителей коммунальными услугами;коммунальные сооружения – комплекс коммунальных объектов, инженерных сетей и сооружений на них, предназначенных для обеспечения потребителей коммунальными услугами;коммунальные услуги – деятельность по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжения, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;объекты жилищно-коммунального хозяйства – жилищный фонд и системы коммунальной инфраструктуры, расположенные (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований;организации жилищно-коммунального хозяйства – организации любой организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), в обязанности которых в соответствии с законодательством, договором, распорядительным актом входит предоставление жилищно-коммунальных услуг, обслуживание объектов коммунальной инженерной инфраструктуры, а также озеленение, благоустройство и санитарно-гигиеническую очистку придомовых территорий;потребители жилищно-коммунальных услуг – граждане, получающие, пользующиеся либо имеющие намерения воспользоваться жилищно-коммунальными услугами для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с промышленным производством;ремонтно-восстановительные работы – комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности здания (сооружения, оборудования, коммуникаций, объектов жилищно-коммунального назначения) и восстановлению его ресурса, либо ресурса его составных частей;системы инженерно-технического обеспечения здания – системы здания, предназначенные для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, газоснабжения, электроснабжения, функций обеспечения безопасности и др.;системы коммунальной инфраструктуры – коммунальные сооружения, используемые в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;управляющая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющее управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Обеспечение надежности функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, своевременная и всесторонняя подготовка к отопительному периоду и его организованное проведение, в целях достижения устойчивого тепло-, водо-, электро-, газо- и топливоснабжения потребителей, поддержания необходимых параметров энергоносителей и обеспечения нормативного температурного режима в зданиях с учетом их назначения и платежной дисциплины потребителей жилищно-коммунальных услуг, являются важнейшими задачами исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду проводится в целях исключения влияния температурных и других погодных факторов на надежность их работы, предупреждения сверхнормативного износа и выхода из строя, а также для обеспечения требуемых условий жизнедеятельности населения и режимов функционирования систем коммунальной инфраструктуры и инженерно-технического обеспечения зданий в отопительный период.
Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду должна обеспечивать:
нормативную техническую эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, соблюдение установленного температурно-влажностного режима в помещениях, санитарно-гигиенических условий проживания населения;максимальную надежность и экономичность работы объектов жилищно-коммунального хозяйства;соблюдение нормативных сроков службы строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения зданий жилищного фонда и социальной сферы, оборудования коммунальных сооружений;рациональное расходование материально-технических средств и топливно-энергетических ресурсов.
Своевременная и качественная подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду достигается:
выполнением должностными лицами требований федерального и областного законодательства, муниципальных нормативных правовых актов, требований правил, руководств и инструкций по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства;разработкой и соблюдением проектно-сметной документации на строительство, планов капитального и текущего ремонтов, а также технического обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства;постоянным контролем за техническим состоянием, проведением всех видов планово-предупредительных осмотров, а также тщательным анализом причин возникновения аварий и неисправностей и определением необходимого объема ремонтно-восстановительных работ;четкой организацией и выполнением ремонтно-восстановительных и наладочных работ в установленные сроки и с требуемым качеством, эффективной системой постановки задач и подведения итогов ремонтно-восстановительных работ;укомплектованием организаций жилищно-коммунального хозяйства подготовленным эксплуатационным и эксплуатационно-ремонтным персоналом до уровня, обеспечивающего решение возлагаемых задач;материально-техническим обеспечением ремонтно-восстановительных работ, выделением необходимого целевого финансирования на эксплуатационные нужды, капитальный и текущий ремонты фонда, рациональным использованием материальных ресурсов;выполнением в полном объеме организационно-технических мероприятий перед началом отопительного периода, комплекса проверок и испытаний оборудования на функционирование.
Работы по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду организуются руководителем органа местного самоуправления муниципального образования.
Непосредственная ответственность за качество организации и контроль проведения мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду возлагается на руководителей организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Совместно с администрациями муниципальных образований в пределах своих полномочий контроль осуществляют:
- за подготовкой объектов жилищно-коммунального, энергетического хозяйства и социальной сферы, находящихся на балансе подведомственных организаций - соответствующие центральные исполнительные органы государственной власти;- за ходом подготовки энергетического хозяйства - Топливно-энергетический комитет Региона (или другая);- за выполнением требований промышленной безопасности на объектах жилищно-коммунального хозяйства - Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор);- за ходом подготовки жилищного фонда – Государственная жилищная инспекция Региона;- за ходом подготовки объектов жилищно-коммунального, теплоэнергетического хозяйства и социальной сферы, накоплением нормативных запасов жидкого (в том числе резервного) и твёрдого топлива, формирования аварийных запасов материально-технических ресурсов муниципальными образованиями в целях устойчивого прохождения отопительного периода – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Региона действия.
Общий контроль подготовки к отопительному периоду на территории Региона осуществляется областной оперативной комиссией по подготовке объектов жилищно-коммунального, энергетического хозяйства и социальной сферы в Регионе к работе в отопительный период и организации контроля за ходом его проведения (далее - областная оперативная комиссия). Состав и положение об областной оперативной комиссии утверждаются постановлением Правительства Региона.
В муниципальных образованиях для контроля за подготовкой к отопительному периоду и оперативному реагированию на внештатные ситуации на объектах жилищно-коммунального, энергетического хозяйства и социальной сферы, независимо от их форм собственности создаются постоянно действующие штабы. Состав и положения о штабах утверждаются муниципальными правовыми актами.
К проверкам за ходом подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к отопительному периоду могут привлекаться депутатские комиссии и представители общественных организаций.
___________