О главном:
Норма, закрепленная в подпункте "а" пункта 148.5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются, в том числе, в договорах на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО, признана Верховным Судом РФ недействующей.Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, то есть он не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.Определение в оспариваемой норме условий предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) в договорах на оказание услуг жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО является неопределенным и вызывает неоднозначное толкование, поскольку не соответствует предмету правового регулирования. В связи с этим указанная норма подлежит признанию недействующей.
___________________
Об удовлетворении заявления о
признании недействующим подпункта "а" пункта 148(5) Правил
предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от
06.05.2011 № 354
____________
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2019
г. № АКПИ19-128
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Борисовой Л.В.,при секретаре Б.,с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующим
подпункта "а" пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354,
установил:
согласно пункту 148(5) Правил предоставления коммунальных
услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домов (далее - Правила) условия предоставления коммунальной услуги по обращению
с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома
(домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт "а");б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт "б").
Гражданин М. обратился в Верховный Суд
Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании
недействующим подпункта "а" пункта 148(5) Правил, ссылаясь на то, что
оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют частям 3, 4
статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 24.7
Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и
потребления", поскольку действующим законодательством предусмотрено право
собственников домовладений заключить договор с оператором по обращению с
твердыми коммунальными отходами напрямую, в частности с региональным
оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы
и находятся места их накопления, без посредничества садоводческих
некоммерческих товариществ.
Как указывает административный истец, он
является собственником домовладения (земельного участка и расположенного на нем
жилого дома), обратился в ООО "Тюменское экологическое общество" с
целью заключения договора на оказание услуги по обращению с твердыми
коммунальными отходами, однако ему было отказано в заключении прямого договора
с региональным оператором.
Административный истец М. и его
представитель К. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не
явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило
представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение
от 30 марта 2019 г. № КЧ-П9-2459).
Представитель Правительства Российской
Федерации П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила
суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий
Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству
и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика
Романенкова Н.С., объяснения представителя административного ответчика
Правительства Российской Федерации П., исследовав материалы дела, заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой
Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и
судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит административный
иск подлежащим удовлетворению.
Правительство Российской Федерации на
основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента
Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их
исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений
Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного
закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской
Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 157
Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных
домах и жилых домах.
Во исполнение требований федерального
законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства
Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. № 184).
Нормативный правовой акт опубликован в
Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г. № 22,
"Российской газете" 1 июня 2011 г.
Правила регулируют отношения по
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в
многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе
отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают
их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о
предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества
предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за
коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии,
порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период
временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения
размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг
ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную
продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или
ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы,
связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей
коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232 Правила дополнены разделом XV(1), который
регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми
коммунальными отходами.
В соответствии с частью 5 статьи 30
Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого
дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем
заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми
коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с
отходами производства и потребления, Федеральный закон "Об отходах
производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы
заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными
отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не
предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг
по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для
регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении
договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места
накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Пункт 148(5) Правил определяет условия
предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными
отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения).
Определение в оспариваемой норме условия
предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными
отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) в договорах на
оказание услуг жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим
региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является
неопределенным и вызывает неоднозначное толкование, поскольку не соответствует
предмету правового регулирования.
Согласно разъяснению, данному в пункте 35
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018
г. № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных
правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих
нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его
части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если
оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый
акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с
указанием мотивов принятого решения.
Поскольку Правительство Российской
Федерации не является юридическим лицом, то расходы административного истца по
оплате государственной пошлины подлежат взысканию с Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет казны.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ
по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного
правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных
требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт
полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному
правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью
или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление М. удовлетворить:
признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда подпункт "а" пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пользу М. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) руб.
Решение может быть обжаловано в
Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного
месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного
Суда
Российской
Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного
Суда
Российской
Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
Л.В.БОРИСОВА
___________________