Герб

Документы жилищно-коммунального хозяйства РФ

Перейти к контенту


О выплате вознаграждения членам совета дома

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 15 июля 2024 г. № 18080-ОГ/00

Отдел управления жилищным фондом и  предоставления коммунальных услуг Департамента развития  жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение и в  рамках своей компетенции сообщает следующее.

В силу части 8.1 статьи 161.1  Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание  собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) вправе  принять решение о выплате вознаграждения членам совета дома, в том числе  председателю совета. Данное решение должно содержать условия и порядок  выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его  размера.

На практике существует несколько вариантов выплаты вознаграждения членам и председателю совета МКД.
Выплата вознаграждения не осуществляется без  участия третьих лиц, в качестве такого лица может выступать управляющая  организация. Управляющая организация может быть выбрана в качестве  уполномоченного лица по аналогии с выбором лица, уполномоченного на  заключение договора с пользователем общего имущества (пункт 3.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ).

В указанном случае управляющая организация  может рассматриваться в качестве посредника в расчетах между  собственниками помещений в МКД и председателем совета МКД, если на  основании решения общего собрания собственников помещений в МКД (либо в  соответствии с положением договора управления МКД, утвержденным решением  общего собрания собственников помещений в МКД) управляющая организация  по поручению собственников:
- начисляет и выставляет к оплате в платежных  документах собственникам помещений в МКД взнос на выплату вознаграждения  председателю совета МКД в размере, установленном общим собранием  собственников помещений в МКД;
- с периодичностью, определенной решением  общего собрания собственников помещений в МКД, выплачивает фактически  полученные денежные средства председателю совета МКД.

Таким образом, управляющая организация по  поручению собственников помещений в МКД распоряжается полученными от  указанных собственников денежными средствами в установленных решением  общего собрания собственников помещений в МКД целях, а именно: на  выплату вознаграждения председателю совета МКД.

При этом важно, что между управляющей  организацией и председателем совета МКД не возникает договорных  отношений, в том числе не возникает трудовых отношений.

Следовательно, у председателя совета МКД не  возникает никаких обязанностей перед управляющей организацией, при этом  контроль исполнения обязанности управляющей организации по выплате  вознаграждения председателю совета МКД осуществляют собственники  помещений в МКД, в том числе уполномоченное такими собственниками лицо  (которым может являться и председатель совета МКД).

Управляющая организация, заключив договор  управления МКД с собственниками, берет на себя обязательства по  выполнению указанных в нем работ и услуг, согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ.

Если собственники решением общего собрания  собственников утвердили дополнительные услуги, предоставляемые  управляющей организацией, то она имеет право включать расходы на такие  дополнительные услуги в платежный документ на оплату  жилищно-коммунальных услуг.

Удержание расходов на оказание дополнительных  услуг из вознаграждения председателя совета МКД, по мнению Минстроя  России, является неправомерным, если иное не установлено решением общего  собрания собственников помещений в МКД.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2  Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов  исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009,  письма федеральных органов исполнительной власти не являются  нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его  структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения  нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией  Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену  правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться  в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или  временного характера.
 
Начальник отдела управления
жилищным фондом и предоставления
коммунальных услуг
М.А.ГОРЯЧЕВА
____________

Назад к содержимому