О проведении работ по регулировке и техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 августа 2024 г. № 21323-ОГ/00
Отдел управления жилищным фондом и
предоставления коммунальных услуг Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение и в
пределах своей компетенции сообщает.
Частью 1 статьи 13
Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и
о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об
энергосбережении) предусмотрено, что производимые, передаваемые,
потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с
применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Для определения объема (количества)
коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, используется
коллективный (общедомовой) прибор учета (далее - ОДПУ), который
представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и
дополнительного оборудования), устанавливаемого в многоквартирном доме
при наличии технической возможности (пункт 2
Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354
(далее - Правила № 354)).
Состав общего имущества собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме определен пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 2, 5, 6, 7
Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее -
Правила № 491).
В соответствии с подпунктом "д", "е(1)" пункта 2
Правил № 491 в состав общего имущества включаются механическое,
электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование (ОДПУ),
автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления
коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных
комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных,
программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета),
установленные за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в
том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в
соответствии с требованиями Закона об энергосбережении, входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпункта "д" пункта 10
Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом
регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем
постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого
оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления
коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим
в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами № 354.
Подпунктом "к" пункта 11
Правил №491 определено, что содержание общего имущества в зависимости
от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и
технического состояния общего имущества, а также в зависимости от
геодезических и природно-климатических условий расположения
многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в
эксплуатацию ОДПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической
энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры,
техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением
случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов
учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в
соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
Согласно пункту 18
Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения
надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3
апреля 2013 г. № 290 (далее - Минимальный перечень), общие работы,
выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и
горячего), отопления в многоквартирных домах, включают в том числе
проверку исправности, работоспособности, регулировку и техническое
обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных
приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных
(общедомовых) приборов учета, а также постоянный контроль параметров
теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное
принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления,
водоснабжения и герметичности систем.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные
работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм
содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими
организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре
соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу
необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников
помещений в доме.
В соответствии с частью 1 статьи 39
ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя
расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа
управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками
помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с
управляющей организацией в соответствии со статьей 161 ЖК РФ.
В силу частей 2.2 и 2.3 статьи 161
ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией
данное лицо несет ответственность за содержание общего имущества в
многоквартирном доме в соответствии с требованиями технических
регламентов и Правилами № 491. При этом соответствующие расходы по эксплуатации ОДПУ включаются в размер платы за содержание жилого помещения.
Межповерочным интервалом считается период, на
протяжении которого показания прибора учета считаются достоверными на
основании сведений, полученных в ходе предыдущей поверки.
Согласно пункту 20
раздела "Измерения параметров потока, расхода, уровня, объема веществ"
приказа Росстандарта от 2 июля 2019 г. № 1502 "Об утверждении
рекомендуемых предельных значений интервалов между поверками средств
измерений", интервалы между поверками счетчиков холодной, горячей,
холодной и горячей (универсальные) воды составляют 6 лет.
Согласно пункту 81(10)
Правил № 354, эксплуатация, ремонт и замена приборов учета
осуществляются в соответствии с технической документацией на счетчик.
При поверке приборов учета применяются положения Федерального закона
от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений",
который регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений,
установлении и соблюдении требований к ним, единицам величин, эталонам
единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении
стандартных образцов, средств измерений, методик измерений.
Вместе с тем, в среднем, срок эксплуатации
приборов согласно техническим паспортам составляет 12 лет, периодичность
метрологической поверки - 1 раз в 4 года от даты выпуска прибора,
указанной в техническом паспорте, а не от даты ввода в эксплуатацию.
Плата за коммунальную услугу определяется
исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального
ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета в
случае истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени
до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные
события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем
введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям
индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не
более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения (пункта 59 Правил № 354).
Таким образом, по аналогии закона в качестве
разумного срока для совершения управляющей организацией действий по
обеспечению повторного ввода в эксплуатацию ОДПУ признается срок, не
превышающий 3 месяцев.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3
Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по
управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. №1110 (далее -
Положение о лицензировании), требование по обеспечению надлежащего
содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с
требованиями технических регламентов и требованиями, установленными Правилами № 491, является лицензионным требованием.
С учетом вышеизложенного поскольку обеспечение
надлежащей эксплуатации ОДПУ, включая осмотры, техническое обслуживание,
поверку приборов учета, входит в перечень работ по содержанию общего
имущества в многоквартирном доме, то невыполнение требования по
надлежащей эксплуатации ОДПУ может квалифицироваться в качестве
осуществления предпринимательской деятельности по управлению
многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований в
соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обращаем внимание, что согласно пункту 2
Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются
нормативными правовыми актами.
Начальник отдела управления
жилищным фондом и предоставления
коммунальных услуг
М.А.ГОРЯЧЕВА
_____________