О главном.
Даны разъяснения по особенностям применения СанПиН 2.1.3684-21, в частности, по вопросу установления временных отступлений от нормативов качества питьевой воды.
__________
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 15 марта 2021 г. № 02/4905-2021-23
О ПРИМЕНЕНИИ САНПИН 2.1.3684-21
Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по вопросу применения санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21
"Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий
городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и
питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям,
эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и
проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) сообщает.
По вопросу установления временных отступлений от нормативов качества питьевой воды поясняем.
Положения санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, разработанных в том числе с целью актуализации
СанПиН 2.1.4.1074-01"Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01), не противоречат требованиям Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон № 416).
В соответствии с требованиями п. 9 ст. 23
Федерального закона № 416 на срок реализации плана мероприятий по
приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными
требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение,
допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды
установленным требованиям в пределах, определенных таким планом
мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды,
характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана
мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с
установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой
воды.
В соответствии с п. 76 СанПиН 2.1.3684-21, в котором делается прямая ссылка на Федеральный закон № 416, определены сам факт временных отступлений, показатели, по
которым допускаются временные отступления (за исключением показателей
безопасности питьевой воды и горячей воды), условия установления
временных отступлений (отсутствие угрозы здоровью населения в период
действия временных отступлений, подтвержденной результатами
санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения,
информирование населения о введении временных отступлений и сроках их
действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях
для населения по использованию питьевой и горячей воды).
Срок
установления отклонения от гигиенических нормативов по показателям
химического состава, влияющим на органолептические свойства воды,
установлен п. 9 ст. 23
Федерального закона № 416 и определяется сроком реализации мероприятий
по улучшению качества питьевой воды (но не более 7 лет) для конкретной
системы водоснабжения.
Обращаем
внимание, что с 01.03.2021 к полномочиям главных государственных
санитарных врачей не отнесено принятие постановлений по установлению
временных отклонений.
Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, в случае установления временных отклонений необходимо руководствоваться п. 7 ст. 23 Федерального закона № 416.
Учитывая,
что необходимость и сроки установления временных отступлений зависят от
плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с
установленными требованиями, вопрос по установлению временных
отступлений целесообразно решать в ходе разработки таких планов
мероприятий.
При
этом в плане мероприятий должны быть указаны показатели, по которым
устанавливаются временные отступления, их значения, мероприятия по
приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными
требованиями.
По вопросу установления предельно допустимой концентрации хлороформа в питьевой воде поясняем.
ПостановлениемГлавного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2007 №75 с 15.12.2007 введены в действие гигиенические
нормативыГН 2.1.5.2280-07 "Дополнения и изменения №1 к гигиеническим нормативам "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. ГН 2.1.5.1315-03" (далее - ГН 2.1.5.2280-07), которые установили предельно допустимую концентрацию (далее - ПДК) хлороформа в питьевой воде в значении - не более 0,06 мг/л.
Разъяснения о вступлении в действие
ГН 2.1.5.2280-07были даны Роспотребнадзором
письмомот 27.05.2008 № 01/5477-8-32, размещенном в общем доступе в справочно-правовых системах "Консультант-плюс", "Гарант".
В санитарных правилах и нормах СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН
1.2.3685-21) ПДК хлороформа в питьевой воде установлена в значении - не
более 0,06 мг/л.
Таким образом, ПДК хлороформа в питьевой воде, указанная в СанПиН 1.2.3685-21, определена в соответствии с
ГН 2.1.5.2280-07, действовавшим с 2007 года.
Относительно
проведения ежедневной влажной уборки с применением моющих и чистящих
средств в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов в п. 126 СанПиН 2.1.3684-21 имеется техническая неточность.
В
связи с вышеизложенным, в адрес Территориальных органов
Роспотребнадзора направлено методическое письмо, в соответствии с
которым при осуществлении федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора за содержанием помещений общего
пользования многоквартирных жилых домов, в части кратности проведения
влажной уборки с применением моющих и чистящих средств, необходимо
исходить из следующего.
В соответствии с п. 133
СанПиН 2.1.3684-21 не допускается захламление, загрязнение и затопление
подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток,
чердачных помещений.
Минимальный перечень
услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания
общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением
Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 "О минимальном
перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего
содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их
оказания и выполнения" (вместе с "Правилами
оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения
надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") (далее -
Минимальный перечень услуг и Правила оказания услуг соответственно).
В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень
услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания
общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и
выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и
реализованного способа управления многоквартирным домом:
а) в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;б) в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией;в) в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива - в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;г) в договоре оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме - в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;д) в решении застройщика - в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, если застройщик непосредственно управляет многоквартирным домом.
На
основании вышеизложенного федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор за содержанием помещений общего
пользования многоквартирных жилых домов в части кратности проведения
влажной уборки с применением моющих и чистящих средств необходимо
осуществлять с учетом требований жилищного законодательства.
Кроме того, Роспотребнадзором с целью единообразного применения подготовлены изменения в СанПиН 1.2.3684-21.
Руководитель
А.Ю.ПОПОВА
___________