О главном.
Разъяснен вопрос об отнесении к рекламным конструкциям стендов, размещенных у входа в подъезды жилых домов.
___________
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 24 сентября 2020 г. № ДФ/82787/20
ОБ ОТНЕСЕНИИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СТЕНДОВ К РЕКЛАМНЫМ КОНСТРУКЦИЯМ
В соответствии с пунктом 25 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2020 году, утвержденным
приказомФАС России от 17.04.2020 № 410/20, ФАС России направляет разъяснение по вопросу отнесения к рекламным конструкциям стендов, размещенных у входа в подъезды жилых домов.
Согласно пункту 1 статьи 3
Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация,
распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых
средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на
привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или
поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций закреплены в статье 19 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 19
Федерального закона "О рекламе" распространение наружной рекламы с
использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек,
электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции
рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и
иных технических средств стабильного территориального размещения (далее
- рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних
стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений,
сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения
общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной
конструкции, являющимся рекламой распространителем, с соблюдением
требований данной статьи.
При
этом, вышеуказанный перечень рекламных конструкций не является
закрытым, поскольку перечень способов и видов распространения рекламы не
определен и не ограничен.
В указанной части 1 статьи 19
Федерального закона "О рекламе" также содержится указание на "иные
технические средства стабильного территориального размещения".
По
мнению ФАС России, к иным техническим средствам стабильного
территориального размещения следует относить любые конструкции,
предназначенные для распространения рекламы, которые размещены
стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и
сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены
для перемещения.
Федеральный закон "О рекламе" не содержит определения прочной связи конструкции с объектом недвижимого имущества.
Вместе
с тем, по мнению специалистов ФАС России, под "иными техническими
средствами стабильного территориального размещения" понимаются любые
конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом
недвижимого имущества таким образом, что такая связь делает невозможным
монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических
средств или устройств (машин, механизмов, инструментов и т.п.), такие
конструкции при размещении на них рекламы являются рекламными
конструкциями.
В
случае если стенды, размещенные у входа в подъезды жилых домов,
используются для распространения рекламы, прочно связаны с землей или
зданием и их перемещение невозможно без использования специальных
приспособлений или инструментов, такие стенды относятся к рекламным
конструкциям, размещение которых должно осуществляться в соответствии с
положениями статьи 19
Федерального закона "О рекламе", в том числе, о наличии разрешения на
их установку и эксплуатацию, а также внесении данных конструкций в схему
размещения рекламных конструкций.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Федеральный закон
не распространяется на сообщения органов государственной власти, иных
государственных органов, сообщения органов местного самоуправления,
сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов
местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений
рекламного характера и не являются социальной рекламой, объявления
физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением
предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Федеральный закон
не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц,
не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В
случае если на информационных стендах, установленных у входа в подъезды
жилых домов, размещается такая информация (например, информации об
отключении горячего водоснабжения), положения Федерального закона "О рекламе", в частности статьи 19 данного закона, на установку таких стендов не распространяются.
При этом, согласно части 2 статьи 1
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в
Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти,
обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных
федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации,
самостоятельное и под свою ответственность решение населением
непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов
местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и
иных местных традиций.
Пунктом 19 части 1 статьи 14
данного закона к вопросам местного значения отнесено утверждение правил
благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе
требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и
земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и
ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по
благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка
участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в
благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства
территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории,
установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и
содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны,
защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых
природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов
поселения.
При этом согласно статье 2
цитируемого закона благоустройство территории поселения (городского
округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории
поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а
также по проектированию и размещению объектов благоустройства,
направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания
граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния
территории.
Таким образом, орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", вправе определять порядок и возможность размещения
конструкций, порядок установки и эксплуатации которых не регулируется
Федеральным законом "О рекламе", в соответствующем нормативном акте.
Дополнительно
информируем, что размещение рекламы внутри подъездов многоквартирных
домов посредством использования технических средств, предназначенных для
рекламы, Федеральным законом "О рекламе" не запрещено, и указанный Федеральный закон не содержит специальных требований, предъявляемых к такой рекламе.
Таким образом, требования статьи 19
Федерального закона "О рекламе" не распространяются на рекламу,
размещаемую внутри подъездов многоквартирных домов посредством
использования технических средств.
Д.В.ФЕСЮК
__________