Об инструктаже и проверке знаний требований охраны труда работников организаций
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 20 января 2021 г. № 87-ТЗ
В
связи с вступлением в силу 1 января 2021 года новых правил по охране
труда Федеральная служба по труду и занятости сообщает следующее.
Согласно ст. 225
Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) все работники, в
том числе руководители организаций, а также работодатели -
индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране
труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений.
В настоящее время действующим является Порядок
обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда
работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и
Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 (далее - Порядок).
Пунктами 2.1.6 и 3.3
Порядка предусмотрено, что при введении в действие новых или изменении
законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования
охраны труда, работодатель обязан провести внеплановый инструктаж и
внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников
организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки.
Учитывая
изложенное, с вступлением в силу ряда правил по охране труда
работодатель обязан с 1 января 2020 года провести внеплановый инструктаж
и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников
организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки.
При
этом, не прохождение работниками в установленном порядке обучения и
проверки знаний и навыков в области охраны труда является безусловным
основанием к отстранению от работы таких работников (ст. 76 ТК РФ).
За
допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в
установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны
труда предусмотрена административная ответственность по
ч. 3 ст. 5.27.1Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ).
При установлении в ходе проведения надзорно-контрольных мероприятий фактов неисполнения работодателем требований ст. 76 ТК РФ, п. п. 2.1.6 и 3.3 Порядка и при наличии достаточных оснований следует принимать предусмотренные законодательством меры реагирования:
- выдача работодателю предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием конкретных сроков их устранения;- выдача работодателю предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;- принятие мер к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Вместе
с тем, учитывая объем вступивших в силу правил по охране труда,
специфику деятельности работодателя, количество работников и время,
необходимое работодателю для организации исполнения требований п. п. 2.1.6 и 3.3
Порядка, при выдаче обязательного для исполнения предписания об
устранении выявленных нарушений следует устанавливать разумный и
достаточный срок, а при определении вида и размера административного
наказания учитывать все обстоятельства допущенных нарушений.
Если
будет установлено, что действие или бездействие, формально содержащее
признаки состава административного правонарушения, с учетом характера
совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и
тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения
охраняемых общественных правоотношений, то может быть рассмотрен вопрос о
замене административного наказания в виде административного штрафа
предупреждением (
ст. 3.4КоАП РФ) или о малозначительности совершенного правонарушения (
ст. 2.9КоАП РФ).
Помимо
этого, в случаях, когда исполнение работодателем обязанности по
проведению внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний
требований охраны труда работников организаций фактически не возможно
(например, проведение мероприятий по закупке в соответствии с
Федеральным законом
от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или
Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц"), а также при обстоятельствах, зависящих от
третьих лиц, независимых от работодателя и не подчиненных ему (например,
организации, оказывающие услуги по охране труда), следует рассматривать
вопрос о наличии в действиях (бездействии) работодателя вины как
признака субъективной стороны состава административного правонарушения.
При
отсутствии состава административного правонарушения производство по
делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое
производство подлежит прекращению (
п. 2 ч. 1 ст. 24.5КоАП РФ).
Также направляем позицию Минтруда России по вопросу проведения внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников (письмо Минтруда России от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167 прилагается).
Заместитель руководителя Роструда
И.И.ШКЛОВЕЦ
____________