О главном.
Минстрой России разъяснил, на кого
возлагается обязанность по содержанию мест накопления ТКО.
___________
О содержании мест накопления ТКО
МИНИСТЕРСТВО
СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 апреля 2019
г. № 11696-АО/06
Департамент городской среды Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах компетенции
рассмотрел обращение по вопросам, связанным с новой системой по обращению с
твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), и сообщает следующее.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от
24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(далее - Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация,
обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации
обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с
ТКО (далее - региональный оператор) в соответствии с региональной программой в
области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой
обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор,
транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО
осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными
отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12
ноября 2016 г. № 1156 (далее - Правила № 1156).
Пунктом 13 Правил № 1156 и пунктом 148(12)
Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, установлено, что
региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента
погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя
уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил № 1156,
понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке
ТКО и перемещению их в мусоровоз. Необходимая валовая выручка регионального
оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО
(действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и
перемещению их в мусоровоз) в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в
области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484
(далее - Основы ценообразования).
Таким образом, уборка мест погрузки ТКО -
действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и
перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора.
В соответствии с положениями статьи 8
Закона № 89-ФЗ с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских
поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и
содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных
законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит
на других лицах. В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 1
Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного
самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия.
Работы по содержанию мест (площадок)
накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и
санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте
накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например,
когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание
мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку
мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при
погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность которой возложена на
регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 36
Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений
в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее
имущество в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники
помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего
имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее
имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме
пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и
коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена
частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги,
работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт
общего имущества в многоквартирном доме.
Требования к содержанию общего имущества
предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном
доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13
августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 491, в
состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен
многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных
государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта
11 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе,
содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой,
согласно пункту 2 Правил № 1156, понимаются действия по подбору оброненных
(просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
При этом, в соответствии с пунктом 17
Правил № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании
перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их
финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных
в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего
содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и
выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и
реализованного способа управления многоквартирным домом:
в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (пункт 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее - Постановление № 290)).
В Минимальный перечень услуг и работ,
необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в
многоквартирном доме, утвержденный Постановлением № 290, входят работы по
организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и
очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные
работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по
подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в
мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
При этом под "организацией"
понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с
установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании
используется в 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил
благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских
районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр.
Таким образом, обязанность по созданию и
содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного
самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие
площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из комплексного анализа законодательства
Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест
(площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов,
мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных
участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений
многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными
домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая
обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных
площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой
собственниками помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с требованиями действующего
законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не
относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
Одновременно сообщаем следующее.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической
эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27
сентября 2003 г. № 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности
организации по обслуживанию жилищного фонда:
- установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;- содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории).
Организация и содержание контейнерной
площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является
неотъемлемой частью контейнерной площадки.
Необходимая валовая выручка регионального
оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров
и их содержание в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на
очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования).
Учитывая вышеизложенные требования
законодательства Российской Федерации, обязательства по приобретению
контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию
возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1
процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной
период регулирования.
Контейнеры могут приобретаться, в
частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места
(площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места
(площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством,
лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.
Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя
России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы
применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются
экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение
или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут
рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний
постоянного или временного характера.
Заместитель
директора
Департамента
городской среды
А.Н.ОГУРЦОВА
_____________