5. Компенсация расходов на оплату гражданами коммунальных услуг, относящихся к категории «выпадающие доходы», в случае признания соответствующего требования обоснованным, подлежит возмещению на основании статьи 16 ГК РФ соответствующим публично-правовым образованием за счет средств его казны. При этом взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к управлению жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (далее – управление ЖКХ) и муниципальному образованию как соответчику о взыскании компенсации расходов на оплату гражданами коммунальных услуг.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований к первоначальному ответчику и частично удовлетворяя иск к соответчику, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 16 ГК РФ, исходил из необходимости взыскания спорной суммы с финансового управления правительства субъекта Российской Федерации в связи с неисполнением последним обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей.
Повторно рассматривая настоящий спор, суд апелляционной инстанции пришел к противоположным выводам, признав управление ЖКХ главным распорядителем бюджетных средств в спорных отношениях и, как следствие, лицом, ответственным перед предприятием за предоставление компенсации.
Суд округа, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 ГК РФ и отменяя решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принял по делу новый судебный акт, указав на следующее.
По рассматриваемому делу управление ЖКХ факт наличия у истца выпадающих доходов и их размер не оспаривало.
Из пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – постановление № 23) следует, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ), и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 постановления № 23 ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Постановление от 23.09.2016 № Ф03-3821/2016
по делу № А16-74/2016
_________