Оценка. Мониторинг исполнения и оценка результативности - жкхпортал.рф

Логотип сайта

Документы и нормативные акты ЖКХ РФ

Жилищно-коммунальное хозяйство РФ

Жилищно-коммунальное хозяйство РФ

Перейти к контенту

Главное меню:

5.4 Оценка

5.4.1 Мониторинг исполнения и оценка результативности
5.4.1.1 Постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда следует разрабатывать, устанавливать и периодически анализировать. Обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению на различных уровнях управленческой структуры должны быть распределены.
5.4.1.2 Выбор показателей деятельности проводят в соответствии с размерами и характером деятельности организации и целями охраны труда.
5.4.1.3 Измерения должны быть как качественные, так и количественные, соответствующие потребностям организации. Они должны:
а) базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с политикой и целями по охране труда;
б) поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.
5.4.1.4 Мониторинг исполнения (контроль за исполнением) и оценка результативности должны:
а) использоваться как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда осуществляются, а риски регулируются;
б) включать результаты как текущего контроля, так и реагирующего мониторинга и не опираться только на статистику связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов; и
в) фиксироваться документально.
5.4.1.5 Наблюдение должно обеспечивать:
а) обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;
б) информацию для определения результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;
в) основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда.
5.4.1.6 Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы профилактических мер и предупредительных мероприятий, и включать:
а) контроль выполнения конкретных планов, установленных критериев результативности исполнения и целей;
б) систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;
в) наблюдение за производственной средой, включая организацию труда;
г) наблюдение за состоянием здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и регулирующих мер;
д) оценку соответствия с применимыми национальными законами и иными нормативными актами, коллективными соглашениями и другими обязательствами по охране труда, принятыми на себя организацией.
5.4.1.7 Реагирующий мониторинг должен включать определение, уведомление и расследование:
а) связанных с работой травм, ухудшений здоровья (включая мониторинг совокупных данных о временной нетрудоспособности), болезней и инцидентов;
б) других потерь, таких как имущественный ущерб;
в) неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;
г) программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.
[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.11]
   Организации следует контролировать эффективность своей деятельности по охране труда в рамках функционирования системы управления охраной труда. Для этого организации необходимо создать систему контроля в качестве составной части системы управления охраной труда.
   Система контроля эффективности управления охраной труда в организации должна предусматривать дособытийный (предупреждающий/профилактический/проактивный) и послесобытийный (реагирующий/реактивный) мониторинг (наблюдение) с соблюдением следующих правил:
- предупреждающий мониторинг (текущие наблюдения) следует применять для проверки соответствия деятельности организации в области охраны труда (например, мониторинг частоты проведения проверок состояния охраны труда и их эффективности);
- реагирующий мониторинг (расследования) применяется для расследования, анализа и документирования отказов системы управления охраной труда, включая инциденты, любые несчастные случаи, случаи ухудшения здоровья и заболевания, причинения ущерба имуществу организации.
     При этом превалировать должен предупреждающий мониторинг (текущие наблюдения), позволяющий предвидеть возможную неблагоприятную ситуацию и вовремя предотвратить ее.
   Использование реагирующего мониторинга состоит главным образом в проверке того, созданы ли условия для неповторения случившегося неблагоприятного случая после расследования его причин и принятия соответствующих мер.
     Для оценки результативности (качественной или количественной) системы управления охраной труда применяют:
- анализ результатов идентификации опасностей, оценки рисков и управления ими;
- плановую оценку условий труда;
- проверки состояния охраны труда, например, в виде инспекций и/или обходов;
- предварительную оценку безопасности новых установок, оборудования, материалов, химических веществ, технологий, процессов, процедур или методов работы;
- проверки оборудования и установок специального назначения для контроля надежности смонтированных частей, связанных с безопасностью, и их состояния;
- выборочные проверки по охране труда;
- выборочные проверки опасных и вредных факторов производственной среды - измерение результатов действия производственных факторов и сравнение их с установленными гигиеническими нормами;
- наличие и результативность использования персонала, имеющего опыт работы в области охраны труда или соответствующую квалификацию в этой области;
- анализ документации и записей данных;
- сравнение с результативностью деятельности других организаций в области охраны труда;
- проведение опросов для выявления отношения работников к системе управления охраной труда, деятельности в этой области, а также консультаций с работниками;
- другое.
    Система управления охраной труда может подразумевать составление графика проведения проверок, основанного на результатах идентификации опасностей и оценки рисков, национальном законодательстве и предписаниях органов государственного надзора.
   Периодически должен проводиться текущий контроль технологических процессов, рабочих мест и практической деятельности, связанной с охраной труда.
   Полезно составить инвентаризационную опись (с применением однозначной идентификации для всех ее позиций) обо всем оборудовании, которое должно подвергаться установленным законодательством проверкам (например, техническое освидетельствование, техническое диагностирование) или техническим проверкам соответствующим персоналом (который может быть из внешних организаций).
   Представители руководства, осуществляющие контроль, могут проводить выборочные проверки работ, связанных с риском, для обеспечения соответствия требованиям охраны труда.
  Привычной формой "мониторинга" - постоянного профилактического контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах является "производственный контроль". Осуществляется производственный контроль путем проведения целого комплекса мероприятий.
 Основной принцип контроля за состоянием условий и охраны труда - регулярность проверок, проводимых руководителями разных уровней управления по определенной схеме. Такой контроль называется многоуровневым.
   Число уровней зависит от масштаба организации. Наиболее часто встречается трехуровневый контроль.
   Типичный трехуровневый контроль за состоянием условий и охраны труда осуществляют:
- руководители первого уровня управления - непосредственные руководители работ на объектах (мастера, механики, энергетики, технологи и др.);
- руководители второго уровня управления - руководители подразделений (начальники подразделений и их заместители);
- руководители третьего уровня управления - руководители и главные специалисты организации.
   Руководители первого уровня управления осуществляют контроль ежедневно в ходе руководства работами (трудом своих подчиненных).
   Руководители второго уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в неделю, как правило, с той частотой, с которой они непосредственно присутствуют на производственных объектах. При территориальной разбросанности рабочих мест, оборудования, объектов контроль организуется так, чтобы в течение недели были проверены все рабочие места (объекты), где ведутся или будут производиться работы.
 Руководители третьего уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в месяц. При территориальной разбросанности подразделений и производственных объектов, отдельных рабочих мест и установок контроль организуется так, чтобы в течение месяца были проверены все объекты контроля.
 Чтобы увязать физические возможности руководителей (особенно первого уровня) с требованиями систематического контроля, руководитель сам, проводя проверку на одних объектах, может привлечь к проверке других объектов своих заместителей, главных специалистов и других (подчиненных ему) руководителей и специалистов для того, чтобы все объекты контроля проверялись не реже одного раза в месяц.
______________________________________________

??????.???????
Логотип сайта
Copyright © ЖКХпортал.рф 2013-2017
Copyright © ЖКХпортал.рф 2013-2017
Назад к содержимому | Назад к главному меню